Главная arrow Библиотека arrow Отчёты arrow Чонг-Кемин - Кекемерен - Арпа - Алабуга, 2009, водн, VI к.с.
Home    Contacts
Главная
Кто мы
Новости
Школа ОТП
Библиотека
Галерея
Видео
Форум
Блог
Ссылки
Поиск
Контакты
Вход на сайт
Логин

Пароль

Автоматически входить
при каждом посещении
Восстановление пароля
Регистрация
Чонг-Кемин - Кекемерен - Арпа - Алабуга, 2009, водн, VI к.с. Печать E-mail
Написал Казаков Алексей   
Апр 21 2010 г., 14:08

 

 

 

Содержание:

 

 

 

1. Справочные сведения о путешествии. 

2. Сведения о катамаранах и экипажах. 

3. Организация и выход на маршрут. Маршрут. 

4. Выводы и рекомендации. 

5. GPS координаты.

6. Карты.

7. Лоция по реке Арпа.

8. Лоция по реке Кекемерен.

9. Лоция по реке Чон-Кемин.

10. Фото.

 


1. Справочные сведения о путешествии.  

  1. Основная нитка маршрута: город Москва - город Бишкек - сплав по р. Чон-Кемин от 4-го каньона до 8-го включительно - переезд на р. Кекемерен-сплав до с. Арала - переезд на р. Арпа - сплав по р. Арпа, переходящий в р. Алабуга - переезд через с. Джергетал до р. Кашка-Суу - пеший переход через перевал 2 850 вдоль р. Кыз-Коргон до р. Арпа и обратно - г. Бишкек - г. Москва.
  2. Протяженность: пешая часть - 32 км (не считая обносы), сплав - 180 км. Уровень воды во всех реках высокий.
  3. Продолжительность: общая - 16 дней, активная 13 дней.
  4. Тип судов: 4-х местные катамараны (3 шт.)
  5. Сроки проведения: с 7-го августа по 23-е августа 2009 года.
  6. Количество человек: 12.
  7. Рассмотрение заявочных материалов произведено в МКК ФСТ ОТМ.

 

Сведения об участниках путешествия

ФИО

дата рождения

Место жительства

Опыт

Обязанности  в группе. Распределение по средствам сплава

1

Казаков

Алексей Алексеевич

1979

г. Москва

ул.Тарусская

д.22 корп.2 кв.407

Уруштэн-М.Лаба-Б.Лаба 2 с эл. (6у)

Б. Лаба-Белая-Мзымта 2 с эл. (6у)

Куцайоки 2 с эл. (6р)

Китой (6р)

Ак-Алаха - Кара-Алаха - Аргут (6у)

Чон-Кемин - Кекемерен (6у)

Милет (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6р)

Мургаб-Кокуйбель-Кудара-Бартанг-Шахдара-Обихенгоу (6у)

Руководитель, капитан к-1

2

Килькинов

Максим Васильевич

1978

г. Москва

ул. Знаменские садки

д.7  корп.2  кв.247

Уруштэн-М.Лаба-Б.Лаба 2 с эл. (6у)

Б. Лаба-Белая-Мзымта 2 с эл. (6у)

Куцайоки 2 с эл. (6у)

Милет (6у)

Кекемерен-Муксу-Обихенгоу (6у)

Кучерла-Чуя (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

Матрос, к-1, реммастер

3

Загребнев

Игорь Владимирович

1975

Тульская область

г. Суворов

ул. Тульская д.2 кв.67 

Уруштэн-М.Лаба-Б.Лаба 2 с эл. (6у)

Б. Лаба-Белая-Мзымта 2 с эл. (6у)

Куцайоки 2 с эл. (6у)

Кекемерен-Муксу-Обихенгоу (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

Китой (6у)

Матрос, к-1

4

Александров

Сергей Игоревич

1980

Новоясеневский проспект,

 32-3-75

Уруштэн-М.Лаба-Б.Лаба 2 с эл. (6у)

Б. Лаба-Белая-Мзымта 2 с эл. (6у)

Куцайоки 2 с эл. (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

Китой (6у)

Мургаб-Кокуйбель-Кудара-Бартанг-Шахдара-Обихенгоу (6у)

Зорагет 2 с эл. (6р)

Милет (6у)

Чон-Кемин - Кекемерен (6у)

Матрос, к-1, штурман

5

Мальченко

Кирилл Николаевич

1988

г. Москва

ул. Толбухина

д.8/1 кв.112

Зеленчук-Б. Лаба-Белая - 2 c эл. (6р)

Ак-аллаха- Аргут  (6у)

Кекемерен-Б.Нарын-Мал.Нарын (6р)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

Капитан к-2, скоморох

6

Кармишин

Андрей Александрович

1984

г. Москва

ул. Пронская

д.6 корп. 2 кв. 210

Зеленчук-Б. Лаба-Белая - 2 c эл. (6у)

Ак-аллаха- Аргут (6у)

Кекемерен-Б.Нарын-М.Нарын (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

Матрос к-2, видеооператор

 





 

7

Федоров

Андрей Александрович            

1984

г. Москва

ул. Ташкентская

д.29/179    кв.146

 Кеке-мерен, Б.Нарын (6у)
 Аргут-Чулышман-Чуя(6у)

Матрос к-2, краевед

8

Ионов Максим Анатольевич

1971

Дмитровское шоссе

Д.123  корп. 1  кв. 5

Зеленчук-Б. Лаба-Белая - 2 c эл. (6у)

Ак-аллаха- Аргут (6у)

Кекемерен-Б.Нарын-Мал.Нарын (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

Матрос к-2, завхоз

9

Сухарев

Михаил Михайлович

1976

г. Москва

Севастопольский проспект

д.83 корп.2 кв.104

Кекемерен-М. Нарын-Б. Нарын (6у)

Акалаха-Аргут (6у)

Аргут-Чулышман-Чуя (6у)

 

Капитан к-3

10

Цыпенок Сергей Александрович

1963

Нахабино, Красного яра 52-7

Чон-Кемин - Кекемерен (6у)

Сардай-Миена - Сарбо (6у)

Кекемерен-Муксу-Обихингоу (6у)

Матрос к-3, доктор

11

Павлов Александр

1983

Московская область,

г. Протвино.

Фестивальный проезд

Д. 11 кв. 8

Мзымта 2 с эл. (6у)

Кучерла - Катунь - Чуя (6у)

Сарасвати - Багирати - Инд (6у)

Аргут - Чулышман - Чуя (6у)

Чон-Кемин - Кекемерен - Арпа (6у)

 

Матрос к-3

12

Косухин Александр Игоревич

1984

ул. Ленина д. 21 кв. 15

Китой (6у)

Чулышман  (6у)

Матрос к-3, фотограф

 2. Сведения о катамаранах и экипажах. 

Катамаран №1 «Странник 3000» (КБ ГУТЦ) ширина 2,4 м., рама усиленная. Экипаж:

Казаков, Александров, Килькинов, Загребнев.

Катамаран №2 «Фокс 800»(Рафтмастер) ширина 2,4 м., рама усиленная. Экипаж: Мальченко, Кармишин, Ионов, Федоров.

Катамаран №3 «Фокс 400» (Рафтмастер), ширина 2,2 м., рама усиленная. Экипаж: Сухарев, Цыпенок, Павлов, Косухин.


3. Организация и выход на маршрут. Маршрут.  

Вариантов рассматривалось много, но все отпали по различным причинам, не зависящих от нас. И стали рассматривать реку Арпу. Почитали отчет С. Цветковой за 2005 год и два отчета 1987 и 1988 года, хранящихся в библиотеке. Решили пойти. Время выбрали август, так, чтобы было побольше воды в Арпе. В связку включили Кекемерен до и р. Малый Нарын после, и ,на всякий случай включили р. Кекемерен. И Арпа и Чон-Кемин являются пограничной зоной. Если р. Чон-Кемин административная зона и рядом Казахстан, то р. Арпа находится у самого Китая. Получить пропуск гораздо сложнее. Они выдаются в Нарынском пограничном отряде. Эти вопросы, а также нашу встречу, вопросы заброски и выброски были решены через нашего старого знакомого Воронина Сергея ( ) и Horizon Travel.

Нам предоставили КАМАЗ и отличного водителя. Мы взяли с собой спутниковой телефон, GPS, и учитывая береговую обстановку на р. Арпе, альпинистское снаряжение и 150 метро веревки. Забегая вперед, можно сказать, что на р. Арпе спутник не ловит вообще, навигатор ловит только там, где горы расступаются.

На маршрут было заложено 16 дней, Москва-Москва, для тех кто на самолете. Для тех, кто на поезде, соответственно, плюс дорога.

 

8 августа. Встретились в г. Бишкек у Воронина. Закупились едой на ошском рынке. С этим проблем нет. С Москвы только взяли еды в «Гала-Гала» на 6 дней на Арпу и насушили сухарей. Воронин поведал о больших дождях и об очень большой воде на Кекемерене. Было принято решение изменить маршрут и выдвинуться на Чон-Кемин. В 15:00 закупившись всем мы уехали из Бишкека.

По пути поели на 110 км. В кафе «Салутан». Отличная кармешка. 22:00 были на Чон-Кемине у 4-го каньона. Там и заночевали. Воды в реке кубов 70.

 

9 августа. Подъем в 07:00, сбор судов и все такое. В 12:00 стояли на воде. Дошли до габарита, просмотрели. Воды много, везде проходы. Катамараны шли поочередно. Фото и морковки были за порогом, на левом берегу. Вода жесткая, колбасит сильно. Далее шли с наплыва до моста ушло 45 минут. От моста также до поселка Бузулганский еще 45 минут и 30 минут до входа в 6-ой каньон. Переломали кат №3 в одном из прижимов, намыло на камень. Пришлось встать на ночевку.

 

10 августа. В 09:00 были на воде. Просмотрели поргогу «Ералаш» по правому берегу. Чалок сразу за порогом нет. Морковки ставить не куда. 1-ый и 2-ой катамаран шли тандемом. 3-ий кат после, с нижней страховкой с воды. Далее до «Зеленого» с наплыва. «Зеленый» просмотрели с правого берега. Поставили морковку за 1-ой ступенью. За последней ступенью улова нет, есть на 100 метров ниже. Шли поочередно. В 14:00 были за 8-ым каньоном. Там ждала машина. Разобрали суда и в 17:00 поехали на Кекемерен.

Ехали долго. В 03:00 утра были на месте.

 

11 августа. Р. Кекемерен. С утра собрали каты. Воды в реке много, порядка 150 кубов. Сразу по левому берегу просмотрели «Прорыв» и «Слив». Между ними чалок нет. Возможность зачалиться только перед мостом, на правый берег. Сразу поставили съемку на «Слив» и пару морковок. Но толку от них мало. Пошли тандемом 1-ым и 2-ым катом. Третий шел после. В сам «Слив» лучше не попадать. Обилие мощных бочек на реке. 1-ый кат замесило в бочке, 2-ой кат его настиг. Пришлось одновременно прыгать в сам «Слив». «Мост» шли всеми катами сходу, чувствуется мощь на реке, вода жесткая, маневры сложные. Сразу дошли до «Лестницы». Перед ней чалка на правый берег. Порог сильно залит, огромные сливы и бочки, из воды торчат только два камня. В конце чистого выхода нет, по треку у левого берега через большой обрывник. Чалка ниже, метрах в 100, на правый берег. Улова плохо выражены. Шли поочередно под левым берегом. Морковки поставили у места чалки. Последний кат зачалился в 18:00. Ночевали здесь же.

 

12 августа. На воду встали в 10:00. От «Лестницы» до «Моби Дика» шли 20 минут. Постоянный пер, спокойной воды нет. «Моби Дик» прошли уже по привычной схеме. Первый и второй кат, затем третий. От «Моби Дика» до 2-ого каньона шли 50 минут. «Кошкасу» и весь второй каньон шли тремя катами с наплыва, предварительно просмотрев с берега. Сам «Кошкасу» под правым берегом. Каньон представлял из себя обилие бочек и сливов. Камни и чалки залиты. Пороги «Турагоин» один и два просмотрели с правого берега, поставили съемку.

Промежуточной чалки между первым и вторым нет. Чалка за вторым за правым поворотом реки. Метрах в 100 ниже выхода. Все выглядит как один, очень длинный порог. Шли обычной схемой. На ночевкой встали ниже в 5 км. на правый берег в 16:00. Там же разобрали каты.

 

13 августа. Загрузили машину, выехали в 09:00. В 12:00 подняли на перевал Керекече. Высота 380 м. Эта дорога по времени не быстрей, но виды обалденные. Еще перебрались через два перевала прежде чем попали в долину реки Нарын.

Если ехать по этой дороге надо заранее запастись салярой и поесть. В 19:00 подъехали на погран пост «Арпа», на трассе в Китай. С пропусками были проблемы. Вышло так, что они были не готовы. Виноватых указывать не будем. Пришлось вернуться на 30 км. до военного аэродрома. Там и заночевали, т.к. у погран поста ночевок нет.

 

14 августа.  С утра доехали до поста. Вопросы с пропусками утрясли и поехали на реку. Свернуть у погран поста направо, как писала Светлана Цветкова не получилось, т.к. места заболочены. Проехали еще пять км. до юрты и там ушли направо. Долго ехали, дорога исчезала, держали курс по навигатору. Но зато выехали уже на р. Арпу в 2 км. ниже стрелки. Река течет разбоями, воды много. Время 18:00 поставили лагерь, собрали каты. Дров нет, взяли с собой.

 

15 августа. Объяснили КАМАЗу где нас ждать, взяли минимум вещей, заранее заготовленные сублиматы, и рванули. Река течет разбоями, местами волок. Через 2 часа и примерно 18 км. река входит в одно русло, чуть дальше сужается, видны большие камни. В русле впереди видно Непроход №1. С дровами проблем нет, по берегам невысокие деревья. Чалка к левому берегу, тропа для обноса хорошо выражена. Было принято решение каты не разбирать. Сначала тащили надутые, устали, сдули. Не немного легче, но удобнее. Тропа идет между деревьями - очень узко. Разумнее баллоны отвязывать. Тропа выходит из леса на курумник, затем, заходит в лес, где так же узко. Опять выходит на курумник и здесь надо сбрасывать вниз по курумнику. Без веревок будет туго. Сама тропа уходит наверх. Спуск судов на воду очень неудобен, необходима веревка. Непроход представляет собой большой перепад. Вода падает со ступенек, русло завалено камнями, проходы до 1 м. Длина обноса метров 800. После непрохода река расширяется и 300 метров спокойной воды.

На левом повороте начинается Порог №1. Видны огромные камни, проходы между ними сжатые, присутствуют бочки и сливы. За правым поворотом огромный бульник у левого берега. Зачалится можно как до него, так и после. Просмотрели с правого берега. Шли сразу тремя катами, чалка не сложная. Здесь же на полке левого берега хорошая стоянка. Встали на ночевку. В 50 м. ниже начинается щель №1. Река очень сильно сужается, вода уходит в скальный коридор. Все происходит на левом повороте, скалы смыкаются. Что там происходит не видно. Обнос осуществляется по левому берегу. Идет довольно крутой подъем вверх, метров 200, по плато сверху метров 300 и спуск вниз метров 150.

Мы подняли каты наверх сразу после ужина, поставили точки на деревья и вытащили на противовесе. Получилось быстро, но физически тяжело. Подъем катов до тропы, а она выше, метрах в 100, начинается чуть ниже стоянки. Будет видно склон без деревьев и огромный камень наверху. На нем-то и будет тропа.

 

16 августа. С утра собрали лагерь. Отнесли вещи к спуску вниз, перетащили каты. Вниз спускали людей на веревках, на верху деревьев много, есть к чему привязаться. Спуск крутой и сыпучий, снизу ледник, прямо на выходе из щели. На воду ставились прямо за ним. Дальше река течет быстро, серьезных препятствий нет. Дошли до Порога №2, просмотрели по левому берегу. Порог переходит в Непроход №2. Чалка очень неудобная. Пошли по очереди. Кат №1 еле попал в улов за скалой левого берега. Предварительно там была поставлена морковка. Народ подскочил, и общими усилиями зачалили, но с очень большим трудом. Кат №2 и №3 зачалить не смогли, чалили ниже, на левом повороте реки, вылетая на полуобливные камни у левого берега. Обнос Непрохода №2 по левому берегу. Камни на берегу острые. Обнос короткий, но неудобный. Спуск катов на воду тоже неудобен, по очереди с камня левого берега, за непроходом.

Сам Непроход - это перекрывающий русло камень. Если добавить воды, возможно, будет габарит. Далее река имеет легкий порожистый фон, до порога №3 - «Прорыв». Очень красивый и сложный порог, сливы, бочки, узости, навалы, огромные острые камни - есть все. Шли 1-ый и 2-ой кат тандемом, 3-ий с нижней страховкой с воды. Порог заканчивается на правом повороте. Далее идет хороший пятерочный фон. Шли сходу до Порога №4. Порог мощный сложный. За ним, на правом берегу отличная стоянка. Порог прошли по обычной схеме. На ночь встали на стоянку. Пожалуй, лучшая стоянка на р. Арпе. Множество сухих дров и хвойный лес. Стоянка находится на старой автомобильной дороге. Она идет вдоль реки вниз, до конца третьего каньона. Дорога сильно размыта, местами ее нет вообще.

 

17 августа. С утра проплыли метров 500 до входа в каньон до щели №2. Вытащили каты на правый берег. Разобрали. Здесь начало обноса. Дорога идет вверху в метрах в 100. Вещи носили в два захода. Сама дорога сначала хорошо выражена, потом теряется. Мы сбились и набрали сильно вверх. Вышли к расщелине. Река была внизу, в 150 метрах. Кинули веревку, дюльфернули, нашли тропу. Она была в плохом состоянии, вся смытая. Пришлось рубить ступеньки. Примерно около 300 штук. Два человека рубили часа три, остальные подтаскивали вещи к этому участку. Натянули горизонтальные перилла. Потихоньку начали перебираться. Челночили много с легкими вещами. Сама река течет внизу, метрах в 40, в узком ущелье.

Далее идет курумник, по нему идти попроще. После курумника сброс вниз. Слева и справа стены каньона возвышаются над головой. Тропа спускается почти к реке. На правом берегу есть стоянка, очень плохая, ширина реки не больше 2-х метров. Большие палатки поставить нельзя, дров мало. Дальше берег спускается к воде, это и есть начало сплава. Дорога набирает вверх, с нее можно просмотреть, что дальше. Она выходит из ущелья, идет поверху, правей, высоко над рекой. При желании можно увидеть третий каньон сверху.

Эта же дорога потом по речке Кыз-Коргон уходит направо в долину Кашка-Суу. Это единственная аварийная выброска на маршруте.

 

18 августа. Собрали катамараны. Выход в узком ущелье длиною метров 150. Порогов нет, легкие прижимы. Сразу за выходом есть отмель на правом берегу. Через 100 м ниже начинается третий каньон, самый сложный на реке. В нашу воду на нем непроходов не было. После выхода из ущелья метров 100 мощная шивера и чалка на левый берег перед правым поворотом реки.

Здесь начинается Порог №5, самый сложный и длинный порог на реке. Просматривается порог по левому берегу. Чалка за порогом отличная, также на левый берег. Длина порога около 800 метров. Промежуточных чалок нет. Препятствие представляет из себя непрерывный каскад из сливов, бочек, камней. Много навалов и прижимов. Постоянный слалом. Линию движений запомнить сложно, порог заканчивается водопадной ступенью через всю реку. В улове за порогом поставили три морковки. Шли по одному кату. Первый катамаран попал в прижим, на скалу правого берега. Второй кат обошел прижим, прыгнув через полузалитые камни под левым берегом. Третий кат вылетел на несколько навалов, рухнул лагом в бочку во второй части порога. Сломало все поперечены, кат плыл в полуразобранном состоянии. Матрос ушел самосплавом.

В прижиме, где сидел первый кат, кат №3 разложило окончательно. Все поплыли отдельно. Три человека были пойманы на морковки внизу порога. Четвертый вылез на правый берег. Катамаран ушел вниз. Его забило в улово у правого берега в пороге №7. Матрос, что оказался на правом берегу был отправлен за ним. Временно зачалил кат как мог. Матрос, который ушел раньше всех самосплавом был сильно потрепан, получил сотрясение и идти дальше не мог.

Дальше шел мощный, но не очень сложный порог №6. Он просматривается с левого берега. Двух человек с ката №3 отправили по левому берегу пешком до конца каньона №3. Там в конце отличная отмель. Там они и ждали. Пострадавшего положили на кат №1, отдав вещи с одного баллона кату №2. Тандемом пошли порог №6. Перед порогом №7 зачалились на правый берег, к впадающему ручью, какой и служит ориентиром.

Сняли пострадавшего, вытащили катамаран №3, который болтыхало у берега в пороге №7 и рядом ошивался четвертый матрос. Пострадавшего вместе с четвертым матросом и разбитым катамараном оставили здесь.

Тендемом пошли порог первым и вторым катом. Порог очень мощный. Русло делиться каменным островом на две протоки. Права заканчивается полным непроходом и воды в нем мало. Как раз там и сидел сломанный кат. Левая протока осложнена резким левым поворотом на заходе. Представляет из себя длинную, метров 50 горку из сливов и бочек. Заканчивается большими камнями, чистого прохода нет.

Дальше метров 300 идут перепады со сливами и бочками. Порог заканчивается галечной отмелью слева. Там нас ждали двое отправленных по берегу. Мы их забрали по одному на кат и перевезли на правый берег. Прямо за впадением правого притока Кыз-Коргона. Там отличная стоянка. Это и есть конец третьего и начало четвертого каньона.

Мы после этого вернулись за пострадавшим и за катамараном. Все переместили в лагерь. Вечером было принято решение оставить поломанный кат и его экипаж здесь. Двумя катами пойти вниз, до машины. Машина ждала на мосту на реке Алабуга. Доехать через Джергетал до долины Кашка-Суу, оставить машину, налегке дойти до Арпы и забрать ребят.

По этому маршруту В. Цветкова выбрасывалась с реки как раз с этого места.

 

19 августа. Проснулись, плотно поели. Всю еду оставили ребятам. Взяли только перекус и пошли. Четвертый каньон начинается сразу же за стоянкой. Первый порог №8 через 50 метров от входа в каньон. Его можно просмотреть по правому берегу из лагеря. Каньон из песка и конгломерата. Береговая обстановка сложная. Сам порогом № 8 на резком правом повороте. Стоит слив через всю реку, с навалом на глыбу под правым берегом. Кат №1 не увернулся от этой глыбы и кильнулся. Одного матроса отбило, его догнал кат №2, который сумел нормально пройти. Кат №1 зачалили на левый берег и втроем перевернули. Пошли дальше через скальные ворота, в них ничего не было, хотя по некоторым лоциям - это порог. На правом берегу ждал кат №2 с отловленным матросом.

Дальше идет порог №9, перед ним чалка на левый берег, сквозь пятерочную шиверу. Сам на порог на крутом левом повороте. Порог сложный. Теоретически можно пройти. Чистых проходов нет. Линии движения нет. По всему руслу хаотично набросаны камни. В случае киля или поломки кат не зачалить, порог не страхуется.

Приняли решение обносить. Обнос по левому берегу не очень сложный. Спуск на воду проблемный. Надо сбрасывать кат на воду и прыгать на него. Река снова зажимается в скалы. Посмотреть дальше возможности нет, даже со снаряжением. Возможности вернуться назад нет. Река начинает течь в глубоком скальном коридоре. Вылезти на берег нельзя. Двести метров спокойной воды, камень перегораживает русло. Справа есть проход, примерно метра 2,5 в ширину. Стены начинают расступаться и слева впадает водопад. Справа галечная отмель и чалка.

Впереди на левом повороте видно непроход №3. Вся вода бьет под правый берег, в вымытый карман. В сливе шириной не более 3-х метров в центре камень. Обносится справа, камни острые. На воду спуск не удобный. Через 300 метров дальше начинается порог №10. Просмотреть нельзя. Клык делит реку по центру. Проход возможен слева шириной 2.5 метра. Берега дальше сужаются. Река течет в глубоком коридоре шириной 2.5 метра длиной 1, 50 м. Мы сложили весла на кат и толкались руками и ногами.

Далее стены резко расступаются. Это и есть выход из четвертого каньона. С правого берега есть отмель, где можно зачалиться. Настроение у всех повысилось. Все рванули вперед. По старым лоциям это практически последнее препятствие. И дальше кроме водопада, который обноситься, ничего нет. Сразу за правым поворотом нас остановил непроход №4. Зачалиться еле успели. Река завалена камнями, проход в косой слив шириной 1,8 метра с дальнейшим прижимом. Обнос по правому берегу, правда, быстрый и не сложный. Каты не разгружали.

Дальше река течет по очень красивым местам. Порядка 8 км. Очень много стоянок, полно дров. На правом повороте будет подпор воды - это порог №11. Река сужается, горка 2,5 метра и длиной метров 15. Далее на леком повороте реки чалка на право в большое улово. Это начало нового, пятого каньона. Сразу по правому берегу можно просмотреть порог №12. Просмотр тяжелый. Можно перечалиться на левый ниже, метрах в 200, но чалка сложная. Сам порог длинный, метров 400. Начинается несложными сливами через всю реку на поворотах и заканчивается сужением до 4-х метров. Этот коридор уходит в щель №3. Ключевой момент порога - это зуб, торчащий по центру коридора и не дающий чистого прохода. Далее чалка на левый берег пред щелью №3. Чалка опасная. Шли по очереди с морковкой на чалке. Первый кат сломал поперечену. Второй кат сломал поперечену, продолину, и пробил болон почти по всей длине.

Дальше идет щель №3. Ширина 1 метр. Заканчивается впадением левого притока реки Пычан. Дальше река носит название Алабуга. Сразу после слияния непроход №5. Русло перегорожено камнем под левым берегом. Слив справа 1,5 м. шириной. Если добавить воды, может быть, будет проход. Обнос идет по левому берегу до реки Пычан. Спустить каты раньше нет возможности, и не имеет смысла, так как по правому берегу непроход №5 обнести нельзя. Река Пычан, в отличие от Арпы, имеет голубой цвет. Писали, что она имеет интерес для сплава. Мы видели внизу сплошные непроходы, расход кубов 15. Пычан сливается с Арпой в каньоне глубиной метров 10. Вверх по Пычану есть деревья на двух сторонах. Мы пустили живца с веревкой. Он прыгнул в Пычан, переплыл, вскарабкался на другой берег (не сразу) и мы натянули навесную переправу между деревьями. За это время кат №2 отремонтировался. По навесной все вещи, каты и людей переправили на другую сторону.

Там оказалась хорошая поляна для ночевки. За водой ходили вверх по Пычану, там ручей. Пытались просмотреть каньон дальше, неполучилось. По берегу пройти нельзя, берега тупиковые. Ужина у нас не было, легли спать.

 

20 августа. На утро команду захлестнула небольшая паника, то ли на голодный желудок, то ли потому, что не могли увидеть дальше реку. Начали рассматривать пути отступления. Был один вверх по Пычану и направо на Кош-Дюбе, но это дней на пять. Решили идти дальше. Поднялись на верх по одному из отрогов горы. Набрали метров 300 по вертикали. С этой точки можно просмотреть каньон дальше, мелочей не видно, но понять есть или нет завалов можно. На воду каты опустить можно только с камня в непроходе №5. Наверху деревья, за которые можно завязать основняк. До камня сброс метро 6-7. Кат загрузили наверху, вытравили вниз, до камня, слезли по веревке и кату, аккуратно опустили кат носами в воду. Тут же прижим к левому берегу, попадаешь полюбому. Кат поставили полностью на воду и только тогда отвязали веревку, вязали штыки, нагрузка сильная. Кат полностью держится на веревке. Кат №2 делал все тоже, но веревку просто обрезал. Река бежит в промытом в песке каньоне, чалок нет. Сразу идет порог №13

Слив через всю реку, прижимы, камней нет. Дальше мощный быстроток идет через всю реку, чалок нет. На резком правом повороте каньон заканчивается. Горы расступаются, опять начинаешь наслаждаться видами. Идет легкий троечный фон на протяжении 15 км. Впереди показывается автомобильный мост, перед ним чалка на правый берег. Мост на самом деле не мост. Это первая ступень оросительной системы. Река падает на три метра вниз через искусственные плиты. Обносится быстро и легко по правому берегу. Через 1 км. на левом повороте вторая ступень, чалка и обнос по левому берегу. Через 5 км. будет автомобильный мост. Машине лучше подъезжать на левый берег - можно спуститься к реке.

Наш КАМАЗ нас уже ждал. Первым делом поели. Разобрали каты и поехали за нашими. Дефицит саляры нас прижимал плотнее и плотнее. Дорога идет асфальтированная до Джиргитала. В самом Джиргитале надо уходить на право. Местные знают, подсказывают. К 19:30 приехали к кашарам в долине Кашка Суу. На ночевку встали здесь. Машина остается и ждет нас. У нас всего один день, чтобы сходить за ребятами и вернуться. В противном случае мы не успеем на самолет.

 

21 августа. Встали в 06:00, перекусили, выдвинулись. Тропа хорошая. Идет вниз к речке Кашка Суу, бродит ее и поднимается вверх, выходит на дорогу. Сюда можно подъехать на автомобиле, но надо делать небольшой крюк. Дорога идет около озер, в которых можно покупаться, виды поразительные. Посеется много живности и чабанов. От озер дорога уходит левее вверх на перевал, высота 2 850 м. н.у.м. У чабанов мы взяли осликов. Двое детишек и два ослика должны с нами дойти до Арпы и вернуться за 400-500 сомов.

С перевала отличный вид. Дорога идет вниз к речке Кыз Коргон и по правому берегу спускается до брода в 6 км от Арпы. До этого места, при желании можно доехать на машине, особенно на УАЗе. Дорога в некоторых местах размыта, где-то завалена, но если поработать лопатой, можно все исправить. Дорога бродить Кыз Коргон и идет по левому берегу, набирая вверх, выходит в долину Арпы и уходит налево. Метрах в 800 от реки бродит ручей, который впадает в Арпу перед порогом №7, уходит дальше по плато и выходит в каньон 2-й щели. По этой дороге и происходил обнос щели.

Нам пришлось оставить осликов у дороги на повороте и сбрасывать вниз по речке Кыз Коргон до встречи с Арпой. Вода в Арпе упала примерно на 1 метр. В конце спуска стало довольно круто, но без веревок обойтись можно. Наши нам обрадовались. Больной поправился и мог ходить. Доктор, который как раз был в этом экипаже, сказал, что день назад пострадавший начал материться и просить жрать. Стало понятно - идет на поправку.

Забрали народ, шмотки и каты. Дотараканили до ослов. Катамараны погрузили на ослов. Пострадавший изъявил желание идти сам. В 18:00 были у КАМАЗа. Туда-обратно вышло 32 км. Немного отдохнули и выехали. Ночевали в машине.

 

22 августа. Приехали в Бишкек к 15:00. У Сереги Воронина отъелись, отмылись и ночевали, так как самолет был в 06:00 утра. Недалеко от базы в гостинице «Казахстан» есть чайхона «Империя Плова». Прикалывается по местной кухне, наши максимальные рекомендации.

 4. Выводы и рекомендации. 

Чтобы поймать нормальную воду на Арпе надо идти не позднее 15 августа. Соответственно на других речках будет большая вода. Если команда к этому готова, то маршрут будет очень интересный.

Группа обязательно должна иметь опыт хождения рек с наплыва. Слаженность катамаранов и не видеть в спасконце единственное спасение.

Чалку катамарана экипажи должны делать с закрытыми глазами, четко и быстро, ибо место для чалки - редкость.

В высокую воду маршрут для катамаранов двоек не рекомендуем.

Сама Арпа не похожа ни на одну реку Киргизии ни береговой обстановкой, ни завораживающими видами.

Забрасываться можно двумя дорогами. Расстояние разное, но по времени одинаково. Ближняя через Баетово, по которой ехали мы: много перевалов, очень красиво, народу никого. Вторая, через Нарын, трасса на Китай.

При выброски надо не забыть рассчитать время. От Бешкека до Джергетала порядка 600 км. О саляре надо подумать заранее. Заправок мало и, которые есть предлагают очень плохое качество топлива.

Группа обязательно должна иметь веревочный опыт и все полагающееся снаряжение.

При выборе катамарана с большим объемом надо понимать, что на Арпе придется носить. Что касается Кекемерена, то даже в высокую воду местами река достаточно слаломная и техничная.

Чон Кемин техничная и опасная речка. Вода достаточно мощная, а камней полно.

У нас эмоции от маршрута только положительные. Гарантируем, что маршрут запомниться всем желающим.

Нами не рассматривались и не указывались препятствия III и IV категории сложности.

Почти каждый день лил дождь. Ясной погоды почти не было. На Арпе ночью холодно.

Полноприводный автомобиль нужен только для заброски на реку Арпа.

 

5. GPS координаты
 

Скачать (2 кб)

 

6. Карты

 
Скачать (6,7 мб)

 

7. Лоция по реке Арпа

Пояснения:

Непроход - в более высокую воду, теоретически, есть возможность прохождения

Щель - 100% геометрический негабарит (для катамаранов)

Катамараны собирали на левом берегу. Русло реки ярко не выражено, много ручьев. Дрова необходимо взять с собой.

 

Река петляет на протяжении 18 км. Много разбоев. Время сплава 2 часа до непрохода.

 

Непроход № 1

Река убыстряется, появляются камни в русле, берега сужаются, видно падение и перегороженное камнями русло. Чалка к левому берегу и обнос здесь же. Каты не разбирали, только спустили воздух. Было тяжело, наверное, проще было бы разобрать. Обнос занял 4 часа. Тропа узкая, идет между деревьями. В конце обноса резкий сброс по курумнику вниз. Тропа заходит дальше. Длина обноса 800 метров. После непрохода 300 м. спокойной воды.

 

Порог №1 (5 В)

Просмотр по правому берегу. Начинается на левом повороте, левый берег скалистый, в русле огромные камни, навалы, прижимы, бочки не очень мощные. Чалка после правого поворота к левому берегу, перед огромным камнем, а также за ним. Здесь же стоянка для ночлега.

 

Щель № 1

Начинается сразу за порогом №1. Река входит в узкий каньон, который переходит в туннель, тоже очень узкий. Что находится внутри неизвестно. Обнос по левому берегу, резкий набор вверх. Далее передвижение по верху и вниз. Для спуска потребуется 150 метров веревки. Внизу расположен ледник и виден выход из туннеля. Обнос приблизительно 500 м. - занял 3 часа.

 

До Порога №2 шли все сходу, серьезных препятствий нет.

 

Порог №2 (5 к.с.)

Начинается на правом повороте, чалка и просмотр с левого берега. Сам порог не сложный, но переход в Непроход №2. Чалка в нашу воду очень сложная, на левый берег за огромной скалой левого берега, которая перегораживает русло. В случае неудачи можно зачалиться на левом повороте дальше на камне у левого берега, но это аварийный вариант.

 

Непроход №2

Обнос по левому берегу 200 м. Сброс катов на воду неудобный, со скалы левого берега.
Сам непроход представляет большую скалу правого берега, перегораживающую половину русла, и небольшие камни, закрывающие проход. При условии более высокого уровня воды, теоретически, проход возможен. Обнос несложный.

 

Далее идет лёгкий порожистый фон.

 

Порог №3 «Прорыв» (6 В)

Ориентиры - большие камни в русле. Чалка и просмотр с правого берега. Длина приблизительно 400 м. Порог очень мощный - много бочек, сливов, ворот, требует слаженных маневров. Порог заканчивается плавным правым поворотом. Левый берег скальный, правый с уловами. Чалка справа.

Далее метров 800 хороший, пятёрочный фон.

 

Порог №4 (6А). Ориентир - большой камень у правого берега. Правый поворот реки, чалка справа. Длина 300 м. Много бочек, сливов, достаточно мощный. Заканчивается резким правым поворотом. Через 100 метров чалка на правый берег, там отличная стоянка.

Примерно через 500 м.вход в каньон, где щель №2. Чалка на правый берег. Здесь начало обноса.

 

Щель №2

Для ночевки стоянка не очень удобная, лучше ночевать на предыдущей. Обнос судов с разборкой, до тропы идти  вверх 100 м.

Основные непроходы в каньоне дальше, через 800 м. Теоретически, можно идти в каньон, но выбраться и зачалиться тяжело. Особенно интересного там ничего нет. Обнос очень тяжелый, примерно 3 км., с использованием веревок для горизонтальных перил. Также пришлось вырубать ступеньки. Склоны сильно размыты, в дождь обнос невозможен. Ночевка и стапель внутри каньона, тропа пройдет через курумник и сбросит вниз. Левый берег представляет собой огромные скалы, с правого берега скалы заканчиваются, идет сброс к воде. Далее видны огромные скальные ворота. Через них есть нормальный проход. Стоянка очень неудобная. Ночевали и собирали каты здесь.

150 м.узкое ущелье, препятствий нет.

Через 100 м. после ущелья начинается третий каньон, самый сложный на реке. Он состоит из трех порогов.

 

Порог №5 (6В)

Самый сложный порог на реке. Его длина - около 800 м.Чалка и просмотр с левого берега. Порог представляет собой непрерывный каскад сливов, бочек, ворот, обилие камней. Он заканчивается мощным прижимом на скалу правого берега, крутым, правым поворотом и сливом через всю реку. Чалка и конец порога за камнем у левого берега отличное улово в любую воду.

 

Порог №6 (5С)

Через 50 метров после порога №5. Просматривается также по левому берегу. Порог мощный. Много сливов, бочек. Чалка у правого притока на правый берег. Это ориентир препятствия № 7.

 

Порог №7 (6В)

Длина порога около 400 м. Очень мощный порог, с большим уклоном. Его можно разделить на две ступени. Первая 70 метров, с очень резким маневром в начале препятствия и дальнейшей длинной пенно-бочковой горкой. Выход завален камнями. Вторая ступень длинная, много камней, сливов и бочек. Она заканчивается галечной отмелью слева и стоянкой. Метров через 200 справа впадает приток Кыз-Коргон и за ним стоянка.

 

Это конец третьего и начало захода в четвертый каньон.

 

4-й каньон состоит из 4-х порогов. При заходе в каньон и попытку пройти, вернуться невозможно. Между 3-им и 4-м каньоном, вверх по реке Кыз-Коргон единственная выброска с маршрута.

 

Порог №8 (6А)

Порог №8 расположен на заходе в каньон. На заходе в каньон порог сразу не просматривается. Его длина - около 100 м. Мощный порог со сливами через всю реку на правом повороте и навалом на камень под правым берегом. Просмотр справа. Береговая обстановка поменяется на стены из песка.

Далее сужение стен и левый изгиб, затем правый изгиб реки. На правом повороте начинается Порог №9.

 

Порог №9 (6С) Чалка, просмотр и обнос по левому берегу.

Очень сложный порог длинной около 300 метров. Огромное количество хаотично разбросанных камней в русле. Чистых проходов нет, чёткой линии движения нет. Сливы, бочки, навалы. Теоретически можно пройти, если есть время и хороший ремнабор. Заканчивается порог сужением и входом в ущелье. Страховка с берега практически невозможна.

Обнос не сложный, но спуск на воду проблемный - надо прыгать с большого камня левого берега.

Далее метров 200 спокойной воды. Камень перегораживает русло справа, остается проход примерно в 2,5-2,8 м.

 

В 100 м. ниже непроход №3, слева падает водопад, чалка с права.

 

Непроход №3

Короткий, обнос и чалка на правый берег. Обнос неудобный, сбрасывать суда на воду будет тяжело. Русло перегорожено камнями, в более высокую воду может быть проходим, но скала правого берега нависает над проходом и вода бьет под неё.

Далее, через 300 м. порог №10. Просмотра нет.

 

Порог №10 (6А)

Клык делит реку по центру. Проход возможен слева (габарит 2,5 м.). Далее река входит в коридор шириною 2,5 м. и идёт по нему метров 50. Стены возвышаются над головой метров на 100. Это и есть выход из каньона №4.

 

Сразу за правым резким поворотом непроход №4.

 

Непроход №4. Чалка и обнос с правого берега. Обнос короткий спуск на воду не очень удобный. Сужение, русло перегорожено камнями, слив с габаритом 1,8 м. В большую воду, возможно, проходится.

Далее река петляет по очень красивым местам. 3-4 кс. - фон. Очень много стоянок, куча дров. Протяженность порядка 8 км. На правом повороте река подпружена , впереди порог №11.

 

Порог №11 (3 к.с.)

Видно сужение реки, подпор воды. Проход шириной 2,5 м., длиной 15 метров. За ним справа чалка в улова перед левым поворотом. Это начало 5-го каньона, сразу можно просмотреть порог №12.

 

Каньон №5 представляет из себя 4 препятствия. Заканчивается уже рекой Алабуга.

 

Порог №12 (паника) (5С) длиной 400 метров. Начинается на левом повороте, несколько сливов во всю реку. Затем река заходит в узкий коридор, промытый в конгломерате. Чалок мало и они плохие. Габариты сжаты, много бочек, боковых валов, навалов на берег. Посреди порога по центру расположен клык, делящий 4-х метровый коридор пополам. Чисто пройти нельзя, за правым поворотом на левом берегу чалка. Чалка сложная. Перед препятствием щель №3.

 

Щель №3

Обнос по левому берегу. Обнос заканчивается рекой Пычан. Щель делиться на две ступени с интервалом 100 м. Очень узко, около 1-го метра. Обнос длиной метров 500. Скинуть кат до р. Пычан нет возможности и не имеет смысла, сразу за слиянием непроход №5.

 

Непроход №5

Камень перегораживает русло, справа узкий проход около 1-1,5 м. При условии более высокой воды возможно прохождение. Спустить каты перед Пычаном нет возможности, Пычан в глубоком каньоне. Есть возможность натянуть навесную переправу выше по Пычану в метрах 100. Есть деревня с двух берегов, на левом берегу Пычана есть и стоянка.

Единственная возможность опустить каты на воду есть с камня в непроходе №5. На камень опустить можно только на веревках. Стартовать очень неудобно, т.к. попадаешь в прижим к левому берегу.

 

Порог №13 (5А)

Несложный. Мощная струя, навалы на берега, через 300 метров слив и прижим протяженностью 1 км., на левом, затем правом резким поворотом каньон заканчивается.

Река выполаживается, горы расступаются, идет легкий троечный фон на протяжении 15 км.

 

Впереди виден мост. Перед ним чалка справа. 1-ая ступень оросительной системы насосной станции, обнос справа. Через 1 км. Чалка и обнос по левому берегу, это вторая ступень.

 

Через 4 км. Будет автомобильный мост. Удобнее чалиться на левый берег, перед мостом. Машина может подъехать почти к воде.


8. Лоция по реке Кекемерен

Западный Каракол впадает в Кекемерен несколькими протоками. Река после этого успокаивается совсем. Через 2-3 км на левом берегу находится поселок "8 Марта". Здесь река поворачивает направо. На правом берегу начинается низкая терраса, заросшая лесом. В нижнем конце террасы хорошее место для лагеря. Через 1 км после поселка "8 Марта" река поворачивает налево, справа галечный островок. За поворотом в русле появляются отдельные камни. Через 300 м правый поворот. Слева виден распадок притока реки. Ниже поворота горка в левой части реки. Второй левый поворот расположен напротив курумника на правом берегу. Шивера постепенно усложняется. На следующем правом повороте в русле лежит крупный камень длиной около 6 м. Еще один крупный прямоугольный валун расположен за третьим левым поворотом. для просмотра порогов можно зачалиться либо до валуна, либо непосредственно за ним. Ниже начинается горка (правый, затем левый повороты реки), переходящая в 250 м шиверу, которая представляет начало преп.1. На левом склоне долины курумник, справа виден распадок притока реки. Дорога проходит на левом берегу на высоте 6-10 м.

Участок "Первые препятствия Кекемерена - порог "Моби-Дик"

Длина участка до моста около 4 км, уклон 18,3 м/км. Плесов между препятствиями нет, есть только короткие быстротоки длиной 20-30 м.

Препятствие №1. Довольно бурный, но легкий порог. Длина метров 300. Шивера из сливов и бочек.

Препятствие №2 «Прорыв» (5С) Длина наиболее сложной начальной части 300 метров. Падение 13-15 метров. Речка разгоняется по крутой, двухсот метровой горке и делает правый поворот через гряду камней, выходящих из воды только в центре. Прижима к левому берегу практически нет.

Препятствие №3 «Слив» (5С). Идет мощная шивера после препятствия №2. Через всю речку вода падает в несколько сливов с мощными бочками. На плавном левом повороте из воды торчит камень, ближе к правому берегу. С права от камня есть проход, но уйти со струи туда очень тяжело. Слева от камня огромный слив с бочкой. Более чистый проход левей.

Препятствие №4 (5В). Участок длиной около 800 метров от конца преп. 3 до начала горки перед мостом. Представляет из себя непрерывную шиверу с хаотично разбросанными бочками и сливами. Слева перед мостом чалки нет, зачалится можно только с права перед мостом.

Проходили весь участок без промежуточных чалок из-за их отсутствия. 1-ый и 2-ой катамараны тандемом, затем 3-ий. Спас-концы стояли за порогом «Слив». Все препятствия шли по центру. В сливе уходили от ключевого момента влево.

Длина участка от моста до порога "Моби-Дик" 11 км, уклон 15 м/км.

Препятствие 5. Порог "Мост" (5В). Порог начинается с горки перед мостом. За ним река делает небольшой поворот направо, вода через россыпь крупных скальных обломков скатывается цепью сливов. Длина основной части 150 м, ширина русла 25 м. В конце левый поворот, за ним еще два мощных слива.

Препятствие 6. Порог "Ихтиозавр" (5А). Длина 30 м, расположен на правом повороте через 300 м шиверы после порога "Мост". Порог довольно красив. Здесь расположены выходы скальных пород, в которых вода промыла многочисленные выемки. Река делится на две основные струи - можно идти как слева, так и справа. Далее участок до пор. «Лестниц» - с мощными валами, сливами и пенными котлами, который требует более четкого маневрирования, чем сам порог "Ихтиозавр". Река проходит через левый, а затем правый повороты. Перед следующим левым поворотом мы зачалились к правому берегу. Недалеко от этого места на шоссе стоит километровый столб.

Мы шли этот участок всеми тремя катами сразу. Пор. «Мост» все время под правым берегом. Пор. «Ихтиозавр» с левой протоки. Далее, обходя основные сливы и бочки, камней почти нет - все залито.

Препятствие 7. Порог "Лестница" (6В). Просмотр всего порога снизу, но основные участки видны и с дороги. Порог начинается мощнейшим сливом через всю реку. Потом идут хаотично разбросанные сливы и бочки. Ярко ступени выразить нельзя. Надводных камней в пороге, за исключением трех по центру, нет. Заканчивается порог огромным стоячим валом над полуобливным камнем, обойти который нельзя. После порога "Лестница" река течет прямо еще 500-600 м. На этом участке расположен каскад сливов с большими бочками.

Проходили препятствия одним экипажем. Морковки стояли за порогом справа. Шли все экипажи первый слив по центру, далее к левому берегу в конце порога вылетая на стоячий вал над камнем, падая с него влево. Далее было проблемно перегрести струю, что б зачалиться на правый берег.

После правого поворота препятствия упрощаются, но также идет много сливов и бочек, чалок нет. Здесь закончился каскад порогов "Верхнего ущелья" Кекемерена. Следующий отрезок реки длиной 6-7 км до порога "Моби-Дик" шли 20 мин. Через 2-3 км после порога "Лестница" река входит в сужение долины, на выходе из которого справа впадает ручей. Около его устья расположен порог, который мы проходили слева. Река выше порога представляет собой непрерывную цепь горок и шивер. Ниже порога препятствия постепенно упрощаются, горы слева отходят. Потом слева начинает подходить высокая земляная терраса. При ее пересечении река входит в "Первый каньон" (т.е. преп.8 и преп.9-порог "Моби-Дик").

Препятствие 8. Ниже троса в русле лежат отдельные камни - это преп.8. После левого поворота впереди видны огромные камни в русле - ориентиры порога "Моби-Дик". Нужно просмотреть с шоссе весь этот участок, причалив до начала ущелья.

Препятствие 9. Порог "Моби-Дик" (5С.) Порог представляет мощную горку, в конце поворачивающую налево. Камни делят ее на левую и правую протоку. Идти можно как слева, так и справо. Везде много сливов и бочек. В конце ступенька через всю речку с мощной бочкой, как в левом, так и в правом варианте прохождения. В правой протоке прижим к правому берегу.

Два ката шли слева, один справа.

После преп.5 несколько участков отвесных скал, на реке несколько мощных сливов. Справа через 500м после преп.5 низкая терраса. На этом участок реки "Автомобильный мост - порог "Моби-Дик" заканчивается.

Характер реки не меняется еще несколько километров.

Участок от конца "Первого каньона" до начала "Второго каньона" имеет длину 16 км, уклон 4,7 м/км. На нем имеется 3 препятствия. Через 500 м после низкой террасы справа река входит в царство красно-рыжих гор. В этом месте шивера сменяется довольно мощным порогом преп.10 - первый порог участка. Еще через 1км долина поворачивает направо, слева долина притока. Здесь расположено преп.11 - второй порог участка. После левого поворота препятствия постепенно упрощаются, долина реки расширяется. Впереди видны дома - это поселок Кызылой. Река закладывает петлю влево, затем возвращается к поселку, в середине которого расположено преп.12 - третий порог этого участка В конце левого поворота видно, что впереди река снова входит в ущелье - "Второй каньон". Справа расположена удобная для ночевки терраса, где мы и заночевали. До Арала от нее 24.5 км. Весь участок от конца "Первого каньона" мы прошли за  40 мин, пороги шли с ходу.

Участок "Второй и Третий каньоны"

Участок "Второй и третий каньоны"- длина 11км, уклон 11 м/км, местами до 16 м/км. Здесь расположена вторая часть наиболее сложных порогов Кекемерена После поляны река проходит левый поворот. Ущелье уже началось, но препятствий сначала нет. Через 500 м два галечных острова, проход между ними. Потом начинается чистая горка, которая на правом повороте переходит в несложный порог - Препятствие 1. Слева отвесные скалы, просмотр только справа. Шоссе постепенно поднимается на высоту 30-40 м над рекой. В русле много темно-серых валунов, длина порога 150-200 м. Впереди виден огромный красноватый камень - это начало преп.2. Проходили по правой части реки и зачаливались влево.

Препятствие 2. Порог "Кашкасу" (5С). Длина порога 200-250 м. Один из наиболее сложных во 2 каньоне. Перед левым поворотом вода начинает разгоняться. На повороте в центре реки лежит огромный камень "Голова ящера", отколовшийся от скалы левого берега. Проход есть как слева, так и справа от «Головы ящера». Все камни залиты. Сливы и бочки достаточно мощные. Справа впадает ручей Кашкасу. После устья ручья еще несколько узких проходов, потом следует более спокойный 100 м отрезок реки.

Препятствие 3 (5С). Длина 200-300 м. Начинается сразу за правым поворотом. Представляет собой серию мощных сливов, часто косых, через валуны в русле с глубокими пенными ямами.

Препятствие 4-7 (5В). Весь оставшийся участок 2 каньона трудно разбить на пороги и выделить отдельно преп.4, 5, 6, 7.

Просмотрели весь участок по правому берегу. Шли тремя катами все сразу. Кашка-Суу под правым берегом. Весь второй каньон представляет из себя быстроток с огромными бочками и сливами, камней почти нет, чалок тоже.

После крутого левого поворота препятствия упрощаются и становятся локальными, разделенными участками быстротоками. Справа голая терраса на высоте около 10 м, где возможна ночевка. Через 1 км долина резко расширяется после поворота направо. Впереди появляется терраса на левом берегу. На этом повороте заканчивается 2 каньон. Отсюда до преп.8 в 3 каньоне 2 км несложной шиверы. За 300-400 м до выхода левых скал к реке начинается горка с редкими камнями. Здесь нетрудно причалить вправо. С этого места виден левый поворот реки, здесь на высоком правом берегу можно разглядеть статую горного козла у моста через ручей Тура-Гоин. После окончания 2 каньона ЛЭП сначала забирается вверх на правый склон, потом спускается к реке перед входом в 3 каньон. Издалека видна роща вдоль ручья Тура-Гоин, которую пересекает ЛЭП. Один километровый столб расположен в начале входной горки, а следующий уже незадолго до преп.9. Долина ручья Тура-Гоин с воды не видна. Перед 3 каньоном мы зачалились к правому берегу.

Препятствие 8. Порог "Тура-Гоин-1" (5В). Начинается с длинной горки, которая после левого поворота переходит в сам порог длиной 50-70 м. Сначала следует несколько не очень больших сливов и валов, а потом вода налетает на ребро большого скального обломка в середине реки, в нашу воду он был полностью залит, и падает двумя мощными сливами в ворота по обе стороны от обломка. Правая сторона ворот - высокие скалы. Проход возможен в любые ворота. Ниже скальных ворот у входа в 3 каньон левый берег в основном образован отвесными скалами, а правый- крутой земляной осыпью, которая очень затрудняет спуск с дороге к реке. Дорога идет над рекой на высоте 5-15 м, что достаточно удобно для большинства просмотров препятствий 3 каньона. Через 200 м после слива преп.8 в русле скальные останцы и валуны. Далее около 100 м спокойной воды, небольшой левый поворот. На протяжении следующих 100 м слабый поворот направо, вода разгоняется на горке, в конце обливной зуб, сливы. Затем еще 100 м спокойной струи, справа россыпь красных камней. Отсюда начинается длинный правый поворот. Следует довольно мощная горка со сливами и боем в скалу слева. Перепад 2.5 м на 20-25 м, на выходе зуб. После прижима 100 м быстрой струи с валами и уловами, далее начинается заходная горка преп.9, сложнейшего порога Кекемерена.

Препятствие 9. Порог "Тура-Гоин-2" (6В). Длина около 1 км. Начало находится недалеко от километрового столба, конец за следующим столбом. Порог условно можно разбить на три части. На прямом участке расположено несколько локальных сливов, вода начинает разгоняться. На правом повороте находится серьезный слив, в левой половине камень, похожий на створку раковины. Далее два слива меньшей мощности, а затем первый из трех наиболее серьезных сливов порога. Река перегорожена грядой валунов разного размера, высота слива от 1.5 до 2 м. За этим первым ключевым сливом ок. 100 м горки с большими валами, бочками и обливными камнями, потом слив. За ними река поворачивает налево, и проходит через мощнейший концентрированный слив высотой - 2.5 м, форма которого осложнена подводным валуном. Через 20-25 после второго ключевого слива обливной камень, потом еще один мощный слив. Река поворачивает направо, основная струя уходит в левую часть русла, справа - лабиринт из обливных и полуобливных валунов. За 400-500 м струя разгоняется и с ходу бьет в выступ скалы слева и лежащий рядом острый зуб (3-й ключевой слив). Справа от зуба слив простой, но туда труднее попасть.

В нашу воду в «Тура-Гоине-2» все мелкие камни залиты. Река превратилась в непрерывную горку из сливов и бочек. «Тура-Гоин-1» шли слева с центрального обломка, правым баллоном наезжая на него. Чалки за ним не было, сразу шли «2-ой». «Тура-Гоин-2» шли везде по основным сливам. Уходя от самого последнего вправо. За ним чалки также не было. Через 50 метров на левом повороте были две бочки во все русло, одна за другой. Зачалиться смогли ниже в трехстах метрах. Морковка стояла в конце второго «Тура-Гоина», но реально была бесполезна. Шли первый и второй, затем третий кат.

 

Препятствия 10-14. После преп.9 река поворачивает налево. Через 30-40 м находится короткий порог преп.10, перепад 2-3 м на 10 м реки. Шли слева. Через 20-30 м река перегорожена еще одной грядой камней. Проход слева через слив или справа, лавируя между камнями. Далее еще один мощный слив.    После короткого участка быстротока начинается правый поворот. Сразу за ним очень мощный, но пологий концентрированный слив высотой 1.5-2 м (проще проход справа), далее бой в скалу слева. Левый берег - высокая скальная стена. Река поворачивает налево, потом направо. Уклон постепенно падает, но в русле много валунов. До конца препятствий река течет в узком каньоне с осыпающимися стенками, кое-где выходы скал. Глубина каньона 10-15 м. За левым поворотом правый берег начинает выполаживаться, появляются террасы, горки, шиверы становятся локальными. Справа ниже каньона находится низкая лесистая терраса, удобная для ночлега. Слева к реке спускаются скалы и осыпи, окрашенные в различные красные и коричневые цвета. Здесь заканчивается участок "2 и 3 каньоны". Здесь мы закончили сплав.


9. Лоция по реке Чон-Кемин

 

Участок "От 4-го до 6-го каньона"

Препятствие 13. Порог "Габарит" (5С). Длина около 500 метров. Просмотр по левому берегу. Уcловно его можно разбить на три ступени. Первые две ступени короткие - по 30-40 метров каждая, расстояние между ними около 20 метров. В первой ступени гряда скальных обломков на входе оттесняет поток на скальный выступ правого берега, от которого он сквозь гребенку камней устремляется к левому берегу и наталкивается на скалу левого берега. Затем 2 ступень - вода падает через гребенку полуобливных камней каскадом сливов. Ступень заканчивается перед устьем левого притока р. Джиндысу. 3 ступень длиной около 350 метров. По всей длине выходной части расположены сливы до 1 м, большое количество крупных камней, на которые сильно наваливает.

Просмотрев порог по берегу, поочередно прошли порог. Воды много во всех воротах для трехтонных четверок был проход. Участок до 6 каньона решили идти с ходу.

Второй участок 4 каньона длиной 8 км менее насыщен препятствиями. Шиверный участок между преп.13 и 14 можно проходить с ходу.

Препятствие 14. Порог "Дрозд". Длина 100 м. Расположен за 100 метров до р.Бассы-Джая. Просмотреть порог лучше с правого берега, причалив через 100 м после обрыва правого берега на левом повороте перед мелью в центре русла. Для прохождения порог несложен. Можно идти с ходу.

Препятствие 15. Порог "Вяхирь". Длина 100 м. Расположен в узком ущелье через 300-400 м после преп.14. Правый берег - отвесная скала с отдельными выступающими из воды камнями у его подножья. Левый берег очень крутой, поросший лесом. Просмотр до средней части удобнее по правому берегу, а нижнюю часть - по левому. Преп.15 можно идти с ходу.    До моста через р.Чон-Кемин еще несколько шивер. Между старым и новым мостами расположен несложный порог длиной 200 м. От нового моста до 5 каньона около 8 км. На первых 500м река течет спокойно, далее имеются шиверы и порожки. На плавном заросшем соснами повороте реки после острова в русле открывается долина р. Дюресу и виден один из ее впадающих в Чон-Кемин рукавов. Здесь перед осыпью правого берега можно зачалиться для просмотра 5 каньона.

Препятствие 16. Порог "Дюресу" (или "5 каньон") (5В). Длина около 1,6 км от впадения последнего рукава р.Дюресу. Ярко выраженного каньона нет. Правый берег невысокий, на левом имеются скалы, поросшие лесом. По правому берегу рядом с рекой проходит дорога. Порог изобилует камнями разного размера, много мощных бочек. В середине порога сливы около 1-1.5 м, после которых шивера с большими камнями, упирающаяся на местном левом повороте реки в скалу правого берега. Проходить здесь лучше под левым берегом, переваливаясь через полузатопленные камни. Заканчивается порог мощной шиверой длиной 800 м, насыщенной камнями.      После преп.16 долина реки расширяется, дорога уходит в сторону, до следующего каньона река еще 6 км петляет среди островов.

Препятствие 17. Шиверно-порожистый участок у пос. Бузулгансай (5А). Перед поселком видны домики на левом повороте реки, за небольшим островком. Далее следует мощная шивера, заканчивающаяся за правым поворотом реки сливом. Затем напротив отвесной высокой скалы левого берега начинается длинная шивера-порог, заканчивающаяся через 1,2 км за правым, а затем левым поворотом реки. На входе в это препятствие лежат два обломка скалы, которые лучше обойти слева. Далее мощь воды убывает, левый берег становится пологим, а правый крутым и дорога по нему постепенно уходит вверх. Река делает большую излучину, обходит высокий отвесный утес правого берега, выходит на вторую излучину. Через 3-4 км необходимо зачалиться к правому берегу для просмотра 6 каньона. В месте чалки у самой воды растут несколько крупных елей.

Весь участок от «Габарита» до 6-го каньона шли с наплыва. Многие камни залиты. В препятствии №17 переломали один катамаран в прижиме. Много слалома.

Участок "6-ой каньон". Длина около 4,5 км от реки Чон-Баши до подвесного моста перед ГМС. В каньоне 4 серьезных порога 18-21.

Препятствие 18. Порог "Каменоломня" (5В). Общая длина около 300м. Разведка по правому берегу. В начале порога хаотически набросаны крупные обливные и полуобливные камни, отдельные сливы с бочками. На правом повороте прижим к скале левого берега. Метров через 20 после прижима начинается шивера длиной 250-300 м. В конце этой шиверы после отвесной скалы правого берега нужно зачалиться в устье безымянного правого притока правого берега и просмотреть преп.19.

Прошли порог сходу всеми катами, заночевали на правом берегу.

Препятствие 19. Порог "Ералаш" (6В). Длина около 300м. Порог условно разделен на три ступени. Входная ступень: шивера на резком повороте реки заканчивается сливом через всю ширину реки, в середине большой обливной зуб. У правого берега скала перегораживает треть русла. Возле зуба пенная каша. Правая часть струи после зуба бьет в скалу правого берега. Далее ряд мощных сливов и бочек. Через 50 м чуть левее середины русла лежит огромный плоский камень, после которого на левом повороте навал на гряду полузатопленных камней (вторая ступень). Далее после правого поворота, на котором есть навал на скалу левого берега, метров через 50 третья ступень порога: крутой слив с большой подводной плиты посреди русла. После этого места река успокаивается до следующего левого поворота через 300 м.

Первый и второй катамараны шли тендемом, третий - с нижней страховкой. Почти все камни во второй и третей ступени были залиты. Первый катамаран шел под правым берегом, во второй ступени, слева и в третей - прыгая через основную плиту у правого берега. Два других ката обошли ее слева.

Шиверно-порожистый участок от "Придорожного камня" - большого обработанного водой валуна - до порога "Мельница" заканчивается после незначительного правого поворота шиверой-порогом, незначительным левым поворотом и большим обломком скалы у правого берега. За скалой можно пристать для просмотра преп.20.

Препятствие 20. Порог "Мельница" (5С). Длина порога 350-400м. Дорога уходит вверх и в сторону от реки. Берега создают неглубокий каньон. Порог начинается на плавном левом повороте русла шиверой, затем идут несколько виражей с навалами на камни левого и правого берегов. После порога простой участок длиной 50 м. На очередном правом повороте начинается преп.21.

Препятствие 21. Порог "Баня" (5С). Разведка с правого берега, но довольно неудобная, так как на входе в порог правый берег - высокая конгломератная стенка. В начале порога несколько сливов, затем через 30м второй правый поворот, сужение русла. В этом месте по центру громадный валун, рассекающий поток, и острые камни вдоль правого берега. Затем идет серия сливов и бочек. В конце по центру расположен большой камень, на который наваливает весь поток. За ним прижим к правому берегу, далее на выходе шивера.

Препятствие 22. Порог "Ворота". Очень короткий порог, образован большими валунами, между которыми слив с косыми валами. Порог сложности не представляет.

Далее до ГМС шиверы средней сложности. После ГМС за левым поворотом реки начинается шивера, которая переходит в преп.23.

Препятствие 23. Порог "Повицкого" (5С). Длина 500 м. Просмотр с правого берега. Порог изобилует камнями, бочками. Вода довольно мощная. Заканчивается на правом повороте реки, за которым видна мель левого берега. На выходе из порога поток устремляется к правому берегу и наваливается по центру на скалу диаметром в 6 м. Далее река успокаивается.

    На правом берегу над порогом находится памятник В.Повицкому, погибшему при прохождении реки 13.08.1979г.

Весь участок от «Ералаша» шли тремя катами, просматривая нечитаемые с воды пороги. Из-за высокого уровня воды многие камни в препятствиях были залиты.

Сплав до начала 7 каньона сложности не представляет.

 

Участок "7-ой и 8-ой каньоны"

Длина 2.5-3 км.

Препятствие 24. Собственно "7 каньон" (или порог "Зеленый") (6В). Просмотр с правого берега. Длина с заходной частью 400-500 м. Правый берег - высокий (до 200 м) конгломератный склон, левый берег - низкий, поросший лесом, в конце преп.24 оба берега сжимают реку высокими скалами. Заходная часть порога начинается на левом повороте, за которым идет сразу правый. Здесь начинается самая сложная и опасная часть порога. Вода разгоняется на прямом участке длиной 30 м и прыгает через гряду крупных скальных обломков, перегораживающую все русло. Чистых проходов нет. Высота сливов в разных местах до 2.5 м. Далее на левом вираже продолжительная горка из сливов и бочек, которая заканчивается мощным косым 2-2.5 метровым сливом. Через 20-30 м сильный навал на большой скальный обломок в середине русла. Вся вода идет слева от обломка. Здесь начинается крутой правый вираж с навалом в конце на скалы левого берега и мощным 2-х метровым сливом во всю реку в центре слива полуобливной камень.

Шли поочередно. Морковка была поставлена под первым сливом на правом берегу, потому что камни были полубливные и острые. Сразу за порогом улова не было. Был в метрах 150-ти, справа. Первую ступень проходили ближе к правому берегу. Торчащий скальный обломок на треке задели все экипажи. Обойти его очень сложно. В последний слив прыгали справа от полуобливного камня, заезжая на него левыми болонами.

Препятствие 25 (5С). Длина около 2 км. Следует сразу за преп.24, деление скорее смысловое - уклон становится поменьше. Сначала несколько крутых виражей со сливами, бочками, прижимами. Затем препятствие вырождается в мощную шиверу, которая эмоционально воспринимается скорее как доплыв до спокойного места после преп.24.

Препятствие 26. "8 каньон" (5С). Длина порога 1,5 км, с входной шиверой препятствие имеет длину 2 км. Ярко выраженного каньона нет. В первой половине порога характерных мест нет: весь поток несется в нешироком русле, перепрыгивая через хаотически разбросанные затопленные камни. Далее есть три характерных ключевых места. Первое - две серые скалы посредине каньона, проход между ними менее 10 м. Второе - через 50 м сразу после правого поворота за первым характерным местом. Левая половина русла перегорожена обливным камнем плавных очертаний, имеющим форму сиденья ("розовый унитаз"). На камень есть навал. Третье - прижим к высоким черным скалам левого берега в конце порога. Уход от прижима осложнен надводными и полуподводными камнями и бочками.

Участок от «Зеленого» шли с наплыва, тремя катами. Очень мощно, постоянный слалом. Множество сливов и бочек.

После преп.26 шивера средней сложности. До моста минут 15-20 сплава. За мостом начинается длинная и мощная шивера, которая с небольшими разрывами тянется на 15 км. Весь участок можно плыть с ходу. За 3-4 км перед пос. Тегерменты река успокаивается, в русле появляются острова, протоки. Уклон менее 7-9 м/км. Здесь сплав мы закончили.

 


10. Фото

 

 

Долина Чонг-Кемина
Чонг-Кемин: пор. Габарит
Чонг-Кемин: пор. Габарит
Чонг-Кемин: пор. Габарит
Чонг-Кемин: пор. Габарит
Чонг-Кемин: пор. Габарит
Р. Чонг-Кемин
Чонг-Кемин: пор. Зеленый
Чонг-Кемин: пор. Зеленый
Чонг-Кемин: пор. Зеленый
Чонг-Кемин: пор. Зеленый
Чонг-Кемин: пор. Зеленый
Озеро Сын-Коль
Р. Кекемерен - пор. Слив
Р. Кекемерен - пор. Слив
Р. Кекемерен - пор. Слив
Р. Кекемерен: пор. Лестница
Р. Кекемерен: стоянка за пор. Лестница
Кекемерен: пор. Моби-Дик
Кекемерен: пор. Моби-Дик
Кекемеоен: пор. Моби-Дик
Кекемерен: пор. Моби-Дик
Кекемерен: пор. Моби-Дик
Кекемерен: пор. Тура-Гоин I
Кекемерен: пор. Тура-Гоин II
Кекемерен: пор. Тура-Гоин II
Кекемерен: пор. Тура-Гоин II
Кекемерен: пор. Тура-Гоин II
Кекемерен: пор. Тура-Гоин II
Кекемерен: пор. Тура-Гоин II
Переезд на р. Арпа
Переезд на р. Арпа
Переезд на р. Арпа
Переезд на р. Арпа
Переезд на р. Арпа
Переезд на р. Арпа
Переезд на р. Арпа
Ужин и ночевка у погранзаставы Арпа
Истоки Арпы
Непроход №1
Непроход №1
Арпа: Непроход №1
Арпа: Непроход №1
Арпа: пор №1
Порог №1
Арпа: пор №1
Обнос Щели №1
Ледник сразу за щелью №1
Выход из Щели №1, заход в пор. №2
Выход из Щели №1, заход в пор. №2
Непроход №2
Обнос Щели №2
Конец Щели №2 - ночевка
Конец Щели №2 - ночевка
Заход в пор. №5
Пор. №5 прохождение
Порог №5 - прижим на выходе
Порог №5 - при проходжении у К2 сломаны все четыре поперечины
Порог №5
Порог №5 - авария
Порог №5 - авария
Порог №5 - авария
Порог №5-выход
Место впадения ручья Кызыл-Коргон
Стоянка перед 4-м Каньоном
Каньон №4, заход в порог №8
Порог №8
Порог №8
Порог №8
Порог №8
Порог №8
Порог №8
Порог №9
Порог №9
Порог №9
Обнос порога №9
Водопад перед непроходом №3
Непроход №3
Порог №10
Неапроход №4
Непроход №4
В каньоне №5
Порог №12 (Паника)
Ремонт после прохождения порога №12
Щель №3
Обнос Щели №3 через р. Пычан
р. Пычан
Обнос Щели №3 через р. Пычан
Слияние р. Арпа и р. Пычан
Просмотр р. Алабуга
Слияние р. Арпа и р. Пычан
Р. Алабуга - плотина №1
Пешка из долины Кашка-Суу к месту впадения Кыз-Каргон в Арпу
Пешка из ьдолины Кашка-Суу к месту впадения Кыз-Каргон в Арпу
Пешка из ьдолины Кашка-Суу к месту впадения Кыз-Каргон в Арпу
Пешка из долины Кашка-Суу к месту впадения Кыз-Каргон в Арпу
Внизу Кашка-Суу
Команда
Алексей Казаков
Кирилл Мальченко
Михаил Сухарев
Максим Килькинов
Сергей Александров
Игорь Загребнев
Андрей Кармишин
Александр Косухин
Максим Ионов
Андрей Фёдоров
Сергей Цыпенок
Александр Павлов
Объявление

Компания "Redfox" предоставляет скидку для членов клуба в размере 20% на продукцию Red Fox, VIRUS и 10% на сторонние бренды. Скидка действует как при покупке в розничных магазинах сети и в интернет магазине "http://redfoxmsk.ru/" справки по телефону 8 800 700 01 62

Написать комментарий (0 comments)
Наши друзья

Профком студентов МИТХТ

Сейчас на сайте
4 гостя
На форуме
Re: Парковое ориентирование  [Планируемые] => bujhm  [09 Октябрь , 2017, 11:02]
То, что мертво - умереть не может.Здесь можно архив отчетов разве что сделать...Выложил карту с легендой еще фа...

Re: Как правильно варить овощи?  [Трёп] => Ruzvio  [03 Октябрь , 2017, 10:57]
Полезность зависит от времени варки - чем оно меньше, тем больше полезных микроэлементов остается в вареных о...

Как правильно варить овощи?  [Трёп] => Anakonda_9  [02 Октябрь , 2017, 10:35]
Закинуть овощи в кипящую воду – самый простой способ приготовления, но он не самый верный. Чтобы овощи сохран...

Re: Парковое ориентирование  [Планируемые] => Fed312  [29 Сентябрь , 2017, 13:51]
Игорян, ты решил форум воскресить?))

Парковое ориентирование  [Планируемые] => bujhm  [25 Сентябрь , 2017, 16:08]
8 октября проводится ориентирование в парке Тропарево. Старт от открывается в 11.00, у Макдональдса по адресу Ле...

Сплав Канал им. Москвы  [Завершенные] => bujhm  [25 Сентябрь , 2017, 15:06]
Два дня 9-10 сентября , ок. 40км, Икша-Водники Савеловского направленияТаймень-2 и Таймень-3Стапель находится от с...

Re: Бинарные опционы развод или правда.  [Трёп] => Ruzvio  [28 Июнь , 2017, 21:58]
Если вы кинетесь торговать без обучения, стратегического подхода, и, что главное, легкомысленно отнесетес...

Бинарные опционы развод или правда.  [Трёп] => Anakonda_9  [25 Июнь , 2017, 16:09]
Торговля бинарными опционами является реальным способом приумножить свои сбережения. Однако данный вид зар...

Re: Завели уголовное дело  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:53]
только помогут толковые юристы.

Re: Завели уголовное дело  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:52]
жалуйтесь и тогда есть вероятность что решится дело в вашу пользу.

Re: Завели уголовное дело  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:52]
В любом случае ине стоит сидеть сложа руки...

Re: Здоровый сон  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:49]
Точно могу сказать что здоровый сон зависит от многих факторов - от стресса, сидения за компьютером, нервных п...

Здоровый сон  [Трёп] => Ruzvio  [31 Май , 2017, 11:26]
ХОРОШИЙ СОН — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИЗдоровый сон физиологически необходим человеку и я...

Re: Интересные ссылки о туризме.  [Трёп] => majoreino  [17 Март , 2017, 13:12]
Цитата: Мишаня от 09 Июнь , 2010, 01:24Ссылка номер пять.Фильм о покорении пещеры Крубер-Воронья.Глубочайшая в насто...

Re: Отдаю снарягу  [Инвентарь] => Fed312  [18 Январь , 2017, 14:58]
Отдам лыжи Nordway. Пластик. С насечкой. Ростовка 185 (под девушку 165).Установлены крепления 75 мм.Начал отклеиваться...