Главная arrow Библиотека arrow Отчёты arrow Пазар - Мелет - Чорох - Ийдере, 2010, водн, VI к.с.
Home    Contacts
Главная
Кто мы
Новости
Школа ОТП
Библиотека
Галерея
Видео
Форум
Блог
Ссылки
Поиск
Контакты
Вход на сайт
Логин

Пароль

Автоматически входить
при каждом посещении
Восстановление пароля
Регистрация
Пазар - Мелет - Чорох - Ийдере, 2010, водн, VI к.с. Печать E-mail
Написал Алексей Казаков   
Янв 26 2011 г., 15:36



ОТЧЕТ

 

о водном маршруте

VI (шестой) категории сложности (катамараны)

по рекам Пазар, Мелет, Чорох, Ийдере (Понтийские Горы, Турция),

совершенном с 1 по 16 мая 2010 г

 

Оглавление

1.      Справочные сведения

1.1.       Общие сведения

1.2.       Нитка Маршрута

1.3.       Состав группы

1.4.       Особенности организации маршрута

2.      Техническое описание

2.1.       Описание Маршрута

2.2 Выводы и рекомендации

3.      Лоции

3.1 Лоция р.Пазар

3.2 Лоция р. Мелет

3.3 Лоция р.Чорох

3.4 Лоция реки Ийдере

4.      Приложения

4.1 Карты и GPS координаты

4.2 Фотоотчет

 1. Справочные сведения

1.1 Общие сведения

Вид туризма:                                   Водный

Категория сложности:                   VI (шестая)

Район путешествия:                       Понтийские горы, Турция

Средства сплава:                           Три четырехместных катамарана

Протяженность:                              ~180 км.

Продолжительность:                      14 дней

Количество участников:                 12 человек

Уровень воды:                                  Средний, высокий

1.2 Нитка Маршрута 

г. Москва - г. Стамбул - пос. Кованлик - р. Пазар - пос. Топчам - р. Мелет - г. Испир - р. Чорох - пос. Икисдере- р. Ийдере - Стамбул - Москва 

 1.3 Состав Группы

 

Фамилия, имя,

отчество

Год
рождения

Туристская подготовка

 

Обязанности в группе, распределение по средствам сплава

 

Казаков Алексей Алексеевич

26.08.1979

Аргут-Чулышман-Чуя (6р); Мургаб - Кокуйбель - Кудара - Бартанг - Шахдара - Обихенгоу (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6р)

Руководитель, Капитан К4-1

 

Килькинов Максим Васильевич

16.12.1978

Кекемерен-Муксу-Обихенгоу (6у);Аргут-Чулышман-Чуя (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6у)

Реммастер, матрос К4-1

 

Загребнев Игорь Владимирович

07.01.1975

Кекемерен-Муксу-Обихенгоу (6у);Аргут-Чулышман-Чуя (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6у)

матрос К4-1

 

Павлов Александр

11.06.83

Сарасвати - Багирати - Инд (6у);Аргут - Чулышман - Чуя (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6у)

Медик, матрос К4-1

 

Кармишин Андрей Александрович

13.03.84

Аргут-Чулышман-Чуя (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6у)

Капитан К4-2, оператор

 

Ионов Максим Анатольевич

31.07.71

Аргут-Чулышман-Чуя (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6у)

Завпит, матрос К4-2

 

Чепрасов Даниил Игоревич

19.04.88

Кекемерен - Малый Нарын - Большой Нарын (6у);Аргут-Чулышман-Чуя (6у);

матрос К4-2

 

Федоров Андрей Александрович

12.04.84

Аргут-Чулышман-Чуя (6у); Кекемерен - Чонг-Кемин - Арпа - Алабуга (6у)

Фотограф, матрос К4-2

 

Торговкин Михаил Юрьевич

05.02.1961 

Чулышман Башкаус (6у), Ойгаинг Пскем (6р)

Капитан К 4-3, оператор

 

Новак Сергей Вячеславович

26.07.1967

Чулышман Башкаус (6у), Ойгаинг Пскем (6р)

Матрос  К4-3

 

Швецов Павел Сергеевич

22.08.1963 

Коксу (5у)

Матрос  К4-3

 

Шевченко Александр Александрович

27.04.1968

Чулышман Башкаус (6у)

Матрос  К4-3

 
1.4 Особенности Организации Маршрута 

Первый раз по Турции мы ходили с Черником С.И., прошли речку Мелет по высокой воде, а на заявленный Чорох не хватило ни сил ни желания, да и в 2006 по всей Турции шли дождевые паводки. Болезненное решение снятся с реки зародило  желание вернуться. Местное население, береговая обстановка, да и вся страна в общем к этому располагали. Маршрут вынашивался несколько лет. Рассматривались разные варианты, но информации было немного. В конечном счете подобрали на наш взгляд наиболее интересные реки для трехтонных четверок. Первой была река Каракуш, информации по ней не было вообще, посмотрели карты, уклон и т.д. - вроде пойдет. Географический располагалась между городами Ünye и Nicksar на трассе № 850. Другими двумя заявленными реками были Яглы-Дере и Пазар, находящиеся точно так же на черноморском побережье. Информацию по ним дал С. Лагода, по реке Яглы-Дере он несплавлялся, но проезжал и просматривал её, река впадает в черное море в городе Espie. По реке Пазар он сплавлялся, и характеризовал её, как сложную и очень интересную, им был пройден маленький отрезок реки. Находится она по соседству с рекой Мелет, впадает в море в городе Bulancak. Как запасной вариант, рассмотрели речки Чорох и Мелет. В 2006 мы пользовались рейсовыми автобусами, в этот раз решили взять машины. Нашелся друг Паша из Челябинска,  который занимается коммерческим сплавом в Абхазии. Соответственно у него была Газель ,подходящая для наших нужд. Кроме того, он в любом случае собирался в Турцию этой весной и был не против нас покатать. Сам он тоже водник и для нас это был лучший вариант. На всякий случай ниже приводим его координаты, т.к. он способен организовать заброску и автомобильное сопровождение в подобных путешествиях: телефон +79407749911, аська 471458368, Ящик , сайт (в 2010 году ещё не работал) staywild.ru.  Но все мы к нему не влезали ,вторую машину взяли напрокат. Выбор пал на минивэн  Хундай Старекс на 9 мест. Сразу встал вопрос с водителями. Нашли  ещё двоих, желающих посмотреть страну и пофотать . Обе машины встречали нас в аэропорту в Стамбуле. Газель проехала 6000 км. Ехала из Челябинска через Дагию, Азербайджан, Грузию. Вдоль всех рек за исключением Каракуша идут дороги . Из предыдущего опыта знали что на веревки и альп снарягу не надо скупиться. Раскладка по еде на Каракуш была взята с Москвы, с тушёнкой и сублиматом у них плохо.  

 

На реку заложено было 4 дня, автомобили переходили в полное распоряжение водителей. Вся команда также была снабжена альпснаряжением и умела им пользоваться. По Мелету мы знали, что с просмотром каньонов без веревок все туго, наверное, даже невозможно. 

2. Техническое описание

2.1 Описание маршрута

 

1 мая 2010 года

По прилету в Стамбул зависли на паспортном контроле, много рейсов, большие очереди, потеряли около двух часов. Когда вышли, Старрекс ждал на стоянке. Передача документов, пара подписей и можно ехать. Газель была рядом, её загрузили по максимуму вещами (это была грузопассажирская модификация), в Старрексе в основном ехали люди, вещей по-минимуму. До Каракуша около 750 км. Добрались на место к 21:00. По пути докупили продукты в городе  Amasya в супермаркете. С продуктами достаточно туго, особенно с мясом. Крупы найти можно, но какие-то непонятные. Полно фруктов, сыра, сладостей. Колбаса - не колбаса. На улице тепло, дождя никто и не видел. Воды в Каракуше оказалось очень мало, наверное даже для маленьких двоек, не говоря о наших четверках. Переночевали на берегу и утром пораньше уехали, поехали на реку Пазар.

2 мая

Выехали на черноморское побережье на трассу Е70, искупались в море и к 13:00 были на Пазаре. Вверх вдоль реки дорога хорошая, до поселка Kovanlik 32 км. В реке воды немного, но река сплавная. Большой уклон, водопадные каскады. Поднялись выше поселка  Kovanlik на 4 км, где дорога перешла по мосту на правый берег. Встали на ночевку на левом берегу у плиточного мостика (т. 88).Собрали Каты, поставили лагерь, поехали смотреть, что выше по реке. Добрались до поселка Aydindere (т.81), выше дороги не нашли. Ниже поселка строят ГЭС. Река узкая, все препятствия водопадного типа, несколько негабаритов. Было принято решение частично попытаться пройти реку.

3 мая

С утра нас посетила жандармерия и оказалось, что на всю территорию выше поселка Kovankik нудны пропуска, где их получать никто не знает, сплавляться не разрешили даже от старого моста, где мы ночевали, не говоря о том, чтобы подняться вверх. Пришлось погрузить каты и спуститься вниз до моста в поселок. Оттуда и начали сплав. Река идет через поселок с кучей детишек, обнос был веселым. Общаться довольно тяжело, сильный языковой барьер. Сплавной участок прошли за день. Никаких инцидентов не было,  обносы непроходов сложного ничего не представляют. К вечеру стали искать стоянку, оказалось непросто, они просто отсутствуют. Встали на дороге у реки, отгородив себя машинами на пару километров выше конца сплава (т. 94).

4 мая

С утра выехали на речку Яглыдере. Доехали до поселка Яглыдере быстро, за несколько часов. В поселке нас арестовала полиция. Нас увезли в участок на окраине города. Начали допытываться, кто такие и откуда. Оказалось, вся заварушка из-за курдов, которые разбушевались и убили нескольких полицейских. Пускать нас не хотели, кругом в горах солдаты, но и выгнать, вроде, не могли. Вызвали жандармерию, и пока мы ждали, не забывали поить нас чаем. Приехали жандармы в высоких чинах, но и они не смогли дать добро. Пришлось звать мера округа Резе. Здесь и репортеры пожаловали. Скоро приехал и сам мер. Интервью фото для газет, очередное чаепитие и у нас священная бумага с личной подписью мера - везде зеленый свет, с наказом помогать чем могут. Потеря час в четыре с нашей стороны и мы мчим дальше. А дальше оказалось некуда и незачем. На реке возведено три плотины, река с самого верха забирается в трубу, русло сухое, сплав невозможен. Чтобы не возвращаться к морю, были мысли проскочить через верх, через перевал, но на высоте 2200 он оказался засыпан снегом. Правда стоило попытаться хотя бы из-за видов. Пришлось вернуться, поздно вечером мы спустились к морю. Лагерь ставить было негде, переночевали в клоповнике в городе Espie за 12 лир с рыла.

5 мая

После небольших раздумий было принято решение ехать на Мелет. В 7:00 выехали из чудо отеля в Ordu, свернули на трассу 855 и поехали через перевал наверх реки. Природа очень красивая, великолепный вид на верхнюю ГЭС и на озеро на Мелете. Ехали прямо по берегу плотины и въехали в Topcam и повернули направо по серпантину спустились к реке. Там отличная поляна и обилие дров. Время 14:30. Собрали суда и поставили Лагерь (т.95).

 Наутро начали сплав, воды в реке много, уровень выше среднего, сложность порогов невысокая. Река по сравнению с 2006 годом неузнаваема. Вскоре натыкаемся на мощный подпор воды и искусственную дамбу из камней через всю реку, скатились по горке

под левым берегом, ещё порожек и уперлись в запруду, а слева бытовой городок и нас уже отлавливают. Вытащили кат, погрузились на машины и поехали объезжать новую ГЭС. Самого интересного старого каньона с водопадом, который мы не прошли в 2006 больше не существует, русло напрочь сухое, вода в трубе. Доехали до самой ГЭС, где воду через турбины нам вернули (т.97). Спустить каты здесь не получилось, запретная зона. Спускать пришлось за тоннелем. Спуск сложный, метров 300. Спускали на веревках, затем рубились через колючие лианы и поваленные деревья. Попадаем в старый добрый каньон, но не сначала. За  очередным пороги, на левом берегу зачалились и в то время, когда его проходил третий кат, жто было около 18^00, заметили, что вода падает. Так мы и выяснили, что воду в реке отключают с 17:30 до 8:30. Места для ночевки нет, бросили суда, полезли вверх на дорогу (т.98). Проехали немного вниз и нашли стоянку.

7 мая

С утра встали, неспешно позавтракали, воду ещё не дали. К 10 подтянулись к катам, посидели, подулись и как пошла вода - выдвинулись. Доплыли до моста (т.99). Дальше посчитали плыть не разумным, тем более, что больше препятствий нет. Разобрали Каты, погрузились и выдвинулись на реку ЧОРОХ. Выехали на побережье, искупались, доехали до города OF и ушли на трассу 925. Трасса идет вверх по реке Ийдере. Уже стемнело, но даже в сумерках можно было понять, что в реке паводок и море препятствий. Дорога идет через перевал 2600, колея пробита в снегу, которого здесь полно. Учитывая солнечную погоду, стало понятно, откуда вода. К Чороху спустились в ночи. Въехали в город  Ispir. По мосту через Чорох и повернули направо по мостику через приток и встали на ночевку (т.100). Здесь же мы стояли в 2006.

8 мая

С утра собрали каты. Сбегали поглядеть на разваленную крепость в самом городе. Зашли в интернет -кафе, скачали ещё парочку лоций, порадовались паводку и рванули. Через 6 км от старта обнесли новую плотину, за которой и начинаются основные препятствия. Учитывая расход кубов в 150 можно было точно сказать, что скучно не будет. Катамаран номер 2 подтвердил это уверенным килем в пороге №3. Прыгнув в мощную бочку ребят перевернуло практически под водой, выплюнуло и понесло. Все были в раме. Попытки самостоятельно зачалить кат заканчивались неудачей. В результате при очередной попытке чалки двое оказались на берегу, а двое на пошли вниз кате. К1 догнал и зачалил утопающих на левый берег. Поставили кат, связали вместе и траверснули реку вшестером перед порогом №4, что способствовало усиленной гребле. С правого берега подоспели машины и два беженца. Все каты оставили на берегу перед порогом №4. На ночь встали чуть выше на отличной стоянке (т.102). Каты стояли прямо на дороге, не исчезло ничего. Сплавное осталось рядом - даже не убирали. Здесь, можно сказать твердо, не воруют.

9 мая

На утро встали, размялись на пороге №4 и за пять часов прошли 82 км. Скорость местами достигала 26 км/ч. Все пороги очень мощные, обносов не было. Ночевать встали ниже впадения правого притока - реки Олту на правом берегу за мостом (т. 105)

10 мая

Дошли до Кинг-Конга, примерно 7 км (т.106) долго пугались и боялись, прошли одним катом и мазнули вниз ещё 15 км до подвесного моста (т. 107). Там разобрали суда, погрузили на машины и выдвинулись, думая по пути, куда едем, и вспоминая, что скорость в Кинг-Конге была 36 км/ч. У катамарана №3 вышел срок отпуска, ребятам надо было в Стамбул. Мы доехали вместе до Трабзона, там их пересадили на автобус в Стамбул, с этим проблем нет вообще, а сами по пути посмотрели реку Фертина. Убедившись, что воды на ней нет и на четверках делать нечего, возвращаться не стали и поехали на речку Ийдере, вдоль которой ехали на Чорох. Заночевали на правом берегу Ийдере (т. 108) на не очень живописной стоянке.

11 Мая

С утра проснулись и выдвинулись вверх по реке. На реке оказалось три плотины, одна из которых строящаяся, но к этому мы начали привыкать. Доехали до слияния реки с её правым притоком, вдоль которого трасса 925 уходит на Чорох, проехали через мостик и встали на стапель (т. 110). Места изумительные. Долина реки самая живописная из всех, что мы встречали и полно стоянок. Населенка не очень плотная. Съездили выше стапеля, просмотрели реку. Большой уклон и много непроходов. Приняла решение начать сплав от стапеля. Основной сплавной участок 10 км, уклон 45 м/км. С первого порога, который был за поворотом всем вставило. Не было сомнения, что эта самая сильная река маршрута. Через 6 км. Сплава, или вернее сказать, постоянного падения вниз, мы зачалились на левый берег с большим трудом. Оба ката были поломаны и порваны. По рации объяснили, где мы и машины подъехали. По дороге на правом берегу перекинули морковку, но не будем лукавить, не с первой попытки, и зацепили там основняк. Натянули навесную, перелезли, сразу отправили половину народа вниз, ставить лагерь. Там была великолепная поляна (т.111). Оставшиеся починили каты, перебрались на берег и добрались до места ночевки. Это был один из самых тяжелых дней.

 12 мая

Выдвинулись к катам, сняли за собой навеску и пошли вниз. Месево не прекращалось, скорость была не меньше 28 км/ч. Зачалиться на реке очень сложно, почти все чалки принудительные. Несколько раз уходили в сложнейшие каскады, потому что зачалиться не удавалось. Дошли до первой плотины, зачалиться перед ней непросто. Ставили основняк и по очереди ловили каты. Кат2 пришел к плотине с переломанной рамой. От плотины оставалось около 2км. Месива и порог №12 (6В). Далее в поселке Ikizdere река выполаживается  и упрощается. В 500 метрах перед поселком мостик и дорога на левом берегу уходи вверх, пересекая левый приток. Но выше от него в ста метрах отличная стоянка (т.112). Там приняли решение ночевать и отвезли разбитый кат. Кат №1 обнесли через плотину и сразу пошли дальше, поставив основники у порога 12. На морковки отловить кат по этой реке нельзя - их рвет. В пороге №12, переломав три продолины, аварийно зачалили кат на левый берег. Откуда кораблик перечалили на правый. Кат был увезен на место ночевка, где несложной манипуляцией из двух катов был собран один. Готовый завтра идти  другим экипажем не пройденную часть. Вечером у костра очередной раз обсуждали, что сильнее реки никто не ходил.

13 мая

С утра встали, завезли Кат-2 к плотине, поставили  страховку, съемку, и стали ждать чего-то интересного. Долго ждать не пришлось, в порог  №12 800ый фокс исчез, вылетел на свече, полностью оторвавшись от воды и лег, растеряв всех четверых. Троих сразу отловили. Четвертый вылез на катамаран и пошел вниз, основники закончилась, кинутая  морковка  лопнула, самостоятельно зачалиться было нереально. Сняв основники, где они стояли, попрыгали в машину и рванули ниже к мосту  в поселке,  вывесили веревки и пристегнули живцов в системах, оставили ждать. Поехали назад, просматривая реку. Катамаран месило в начале поселка, где река входит в бетонный тоннель, в небольшой бочаре под правым берегом. Дюльфернули, вытащили сильно отжатого бойца и увезли в лагерь, который не снимали. Подбежавшие люди и полиция предлагали помощь. Катамаран зачалили и вытащили через блок машиной. Местные с удовольствием помогали. На этой ноте было принято решение сплав закончить. Дальше по реке нет ничего интересного за исключением обилия плотин. А вот правый приток, впадающий в поселке IKIZDERE был нам интересен, изначально мы планировали его идти. Его протяженность около 2х километров и большое количество водопадов от 3 до 5 метров, расход не более 10-15 кубов, но теперь это нам было делать незачем и неким.  Разобрали и просушили все на той же стоянке, остались ночевать здесь же.

14 мая

Проснувшись с утра,  увидели,  что погода как всегда великолепная. Сели в Старекс и рванули в горы. Заехали вверх  по реке. Через 15 км река распалась на три притока, они не сплавные. Притоки уходит в горы на высоту 3000 м, а то и выше. Все в снегу, так что с питанием реки проблемы не будет. Мы же заехали  по самому большому истоку до снежной седловины и полезли в гору. Получилось отличная радиалочка, пик на высоте 3200 м, набрали метров 600 - очень красиво, взяли с собой фотоаппарат и видеокамеру, которую оператор тащил , а на верху понял, что аккумулятор разряжен, первый раз наверно турецкие горы дрожали от русской речи. К вечеру мы спустились в лагерь.

15 мая

С утра попрощались с Челябинским другом на Газели, выдвинулись в сторону Стамбула. На ночевку остановились в т.SAMSUN. Покупались в море, отдохнули, отмылись в душе...Оказалось, что на черноморском побережье не приняты были сауны и бассейны в отелях.

16 мая

Доехали до Стамбула, сдали машину, которая честно отбежала 4000 км не по самым асфальтовым дорогам. Пошли на самолет.

P.S. Если у официального дилера EFES купить 2 ящика, то фирменный кружки под пиво дают бесплатно.

2.2 Выводы и рекомендации

Маршрут по северной Турции мы считаем полноценным маршрутом 6-ой категории сложности. Любителям автономных экспедиций надо понимать, что ловить в Турции нечего.  Маршрут является чисто спортивным и направлен на жесткий сплав, для людей, не боящихся сложных обносов. Наличие машин позволяет завязать максимум сложных рек разной кубатуры и уклона, которых в Турции большой выбор.

На нашем маршруте самой сложной рекой является безоговорочно р. Ийдере. Сравнить с этой рекой из своей практики могу разве только р.Кукуйбель, но и то только характером, по мощи и уклону она рядом не стоит. Реку надо идти на четверках типа наших, не больше (не зачалишся, разложит), не меньше (положит в любой момент). Мощи реки хватает, чтобы держать каты даже в сплавных каскадах, где уклон просто чумовой. Вообще река не забудется.  Все чалки сложные, Чорох является полноводной рекой, с вытекающей из этого мощью. Пазар - река слаломная, но из-за большого уклона и частоты препятствий для двоек я бы ее не рекомендовал. Обносы, причем разной сложности, в Турции обязательны, наличие по несколько ГЭС на реке к этому обязывают. Что касается погоды, то считаем, что нам повезло. В 2006 году не переставали дожди, а у нас жара. Если будут дожди, то из старого опыта, скажем что погода не будет сильно превышать 5-8 оС. В случае жаркой погоды, группы, которые будут исследовать новые реки, пусть ориентируются на высоту в истоках около 3000 м, там будет много снега и отличный паводок. Снег при погоде около 20 оС лежит с 2600 м.

С эстетической точки зрения и береговой обстановки, красива и интересна по всем показателям только речка Ийдере, все остальные реки по красоте природы не представляют из себя ничего особенного.  Низ Чороха в ближайшие годы будет затоплен. В районе Артвина строится гигантская плотина. На Пазаре сверху тоже будет плотина, ситуация с водой может получиться как на р.Мелет. Так что и по сплаву получается р.Ийдере предпочтительнее, но повторяюсь, что считаю эту реку одной из сильнейших, по нашей воде это максимум для катамарана. Ну а в целом всей команде маршрут очень понравился.

3. Лоции

3.1 Лоция реки Пазар

 

Расход приблизительно 25 кубов. Начало сплава п.AYDINDERE высота 920 м.

Каты удобно сбросить на воду от моста по правому берегу. Места для ночевки нет. Река представляет быстротекущую шиверу, через 900 м будет остров, можно огибать по любой протоке.

Через 500 м от острова порог №1 (т.82). В нашу воду не проход, русло завалено камнями. Через 500 м от порога №1 на левом берегу есть стоянка, пригодная для ночевки.

Через 250 м порог №2. В нашу воду - непроход. На правом повороте реки горка с навалом на скалу левого берега, после слив через камни в 2 стороны.

Далее спокойный 500 м участок. На левом берегу есть стоянка. В 20 м за ней порог №3. Все русло завалено огромными булыжниками.

Далее 800 м спокойной воды до моста (т.84), через 100 м впадает правый приток.

Далее через 300 м сужение русла, слева ступень ГЭС. Река набирает уклон. Русло из-за береговой насыпи ГЭС смещено, идет через затопленные деревья.

Через 800м на крутом левом повороте порог №4 (т.85). Вода падает в первый слив высотой 2 метра, через 30 метров на крутом правом повороте во второй слив высотой 4 метра огромным валуном в центре. В низкую воду - непроход, в высокую - очень сильный порог. Обнос порога удобен от ГЭС по левому берегу. 

Далее скальный коридор 300 м и мощный быстроток 1,5 км до порога №5 (т.86). Русло завалено большими камнями, за ними остров. Проход правой протокой.

Через 200 м мост, за ним порог №6. Сливы, камни.

Через 300 м длинный и мощный порог №7, длинной 400 м с обилием камней, бочек, сливов. Линия движения сложная, заканчивается мостом на правый берег.

Через 700 м порог №8 (Прорыв 1). Описывать отдельно пороги невозможно. Длина прорыва 1 км. Река имеет большой уклон, расстояния между препятствиями нет: огромное количество сливов и бочек.

За Прорывом 1 уклон уменьшается, но струя прет, до моста поселок KOVANLIK (т.87) примерно 3 км. От моста идет динамичный участок длиной 4 км (т.88). Далее начинается Прорыв №2. Это самый сложный участок на реке, который можно поделить на несколько ярко выраженных порогов.

Порог №9 (Водопад) начинается на правом повороте мощным сливом через камни с нечистым заходом и падением в концентрированный слив 4 м с огромным стоячим котлом, так как выход подпружен  валунами, в стоячей воде надо угребать вправо, далее 70 м вода пробивается через обилие камней. Чистых проходов нет, за порогом мост. Общая длина порога №9 - 200 м.

 Сразу за мостом порог № 10. Длина 300 м. Река падает через три гряды камней, переговаривающих русло, чистых проходов нет, слив до 3х м. На протяжении Прорыва № 2 дорога идет по левому берегу.

 Далее продолжаются пороги не менее 5 к.с. реки, расстояние между ними нет, уклон и скорость высокая, прижимы, сливы, бочки и так до моста, пред которым будет щель. Для четверок габарит.

Далее еще 3 км таких же препятствий. Далее начинается нерезкий правый поворот, справа маленькая постройка, чалиться надо на левый берег.

Порог № 11 (Три Вовчика) (91).

 

Заходная часть - мощная шивера, далее первая ступень - слив 1,5 м и сразу за ним слив 3 м с мощным котлом. Вторая ступень через 15 м от основного слива. Сложный каменный завал уходящий в сужение под мостом с прижимом к левому берегу. За мостом еще 500 м сливов и бочек (92). Прорыв №2 заканчивается.

Далее 6 км мощного пера, но уклон уменьшается. Сильных препятствий нет. Чтобы попасть на верхний участок реки от поселка AYDINDERE  до KOVANLIK нужны пропуска. У нас их не было. Сплав начали от моста в п. KOVANLIK. Каты скинули с правого берега сразу за мостом. Вышли тремя катами. Зачалились на левый берег перед порогом №9. Обнесли каты по дороге левого берега за порог № 10. Спустили на воду (т.89).Старт не удобный, сразу сливы. Шли сразу тремя катами, зачалились на левый берег отдохнуть (т.90). Далее так же до порога № 11. Порог № 11 шли поочередно. Кат-1 со страховкой  с правого берега, туда можно перейти по мосту и поставить моркву. Далее Кат-1 встал на левый берег за мостом и пошел Кат-2  и Кат-3 за ним. Все три ката без проблем прыгнули основной слив, вторую ступень шли ближе к правому берегу, но все попали в прижим. Далее с наплыва тремя катами до (т.93), там антистапель.

3.2 Лоция реки Мелет 

Река зарегулирована плотиной. Вода с утра включается, вечером - выключается.

Уровень воды - высокий. Начали сплав (т.95). Вода спокойная, сложность порогов нарастает но они не сложные (3кс).

Неожиданно появился подпор, река течёт в каньоне с высокими стенками, впереди видно мощное падение. 

Порог №1

Порог сделан искусственно по типу дамбы. Русло завалено каменными плитами. Справа и слева пробивается вода и сливается мощными сливами длиной метров 10, перепад высот ок. 5м.

Просмотр и страховка с левого берега. За горкой спокойная вода с галечной отмелью в середине русла. Поочередно съехали с левой горки.

Далее сразу за правым поворотом 

Порог №2

Мощная шивера длинной 200м с солидным падением, много бочек, камней. Шли сходу всеми экипажами.

Порог выходит в запруду. Слева строительный городок и плиточный берег, куда мы и вытащили каты. Озеро поворачивает налево, там - плотина. Вода уходит в трубу.

В русле, где в 2006г. были сложнейшие пороги, нет ничего, даже воды.

 

Вода из трубы через турбины спускается в русло (т.97). Чуть дальше, за туннелем, мы и спустили каты. Спуск 300м, необходима веревка. 

Весь следующий участок насчитывает около 15 сложных порогов.   Дорога уходит высоко. Препятствия смотрятся с наплыва или левого берега. Уловов достаточно, с чалкой проблем нет. Все препятствия представляют большой перепад со сливами и бочками. Много слалома. Большинство порогов идется сходу или с беглым просмотром. Характер препятствий одинаковый - река падает ступеньками. Есть один порог - сложный и опасный, длина около 300м. Узнать порог легко: русло завалено огромными камнями, в начале порога приток-водопад справа. Чалка и просмотр на левом берегу. Все пороги шли тремя катами с наплыва или с просмотром.

Каньон заканчивается, русло выполаживается, препятствий нет. Снялись с реки у моста (т.99) - идти дальше смысла нет.

В каньоне нет места для стоянки. Примерно в середине каньона мы поднялись на дорогу (98) и там недалеко заночевали. 

3.3 Лоция реки Чорох

Уровень воды высокий около 150куб. Скорость течения 26 км/час. Сплав начали  пос.  ISPIR (100).Река течет под мостом, стоячие валы,далее мощь с локальными бочками и валами по центру обходятся без проблем.

С чалками плохо - кусты по берегам затопленны. Через 6км новинка - плотина ГЭС. Чалка на правый берег, там же дорога.  Обнос легкий. 

Вода уходит в трубу, выходит через  500м, образуя небольшое озерцо. Сразу на выходе из озера 

 Порог №1

Длина порога 500м. Можно разбить на три ступени. Первая ступень - мощный слив с мощными валами и прижимом к правому берегу. Вторая ступень сразу через 30м - мощный слив с валами. 

Через 200м на правом повороте - третья ступень - слив с бочками через всю реку.

За сливом, в 100м, есть чалка на  правый берег. Между ступенями зачалиться нереально.

Шли по очереди. Спас-концы ставили между второй и третьей ступенями и у чалки. Кат №1 вылетел в прижим к правому берегу, после первой ступени проехал на одном баллоне. 

Остальный прошли без вопросов - все по центру.  

 

Через 300м мощнейшей струи

Порог №2

Начинается на левом повороте реки. Огромный слив с бочкой через всю реку. Под левым берегом моща меньше и есть проносной язык, но попасть туда из-за поворота реки нереально.

Под правым берегом слив метра 2 и огромный котел. В 50м за порогом чалка на правый берег. Страховку ставили за бочарой и на чалке.

Кат 1 попал в самый центр бочки и вылез оттуда. Кат 3 попал чуть левее и вышел на кормовой свече. Кат 2 попал еще левее, но его стянуло в мощную часть бочары положило по диагонали через левую корму практически под водой.

Кат 1 погнался за аварийным судном. Ребята пытались зачалить на правый берег перед порогом №3, но не вышло. При попытке зачалить кат двое остались на берегу, а двое на кате.

Кат 1 догнал аварийное судно перед порогом №4 и зачалил его на левый берег. На берегу связали каты и вшестером траверснули на правый берег. 

 Порог №3

начинается через 900м у левого притока. Длинная (300м) шивера с множеством хаотично разбросанных бочек, основная масса сосредоточена под правым берегом. Слева более чистый проход.

Далее 1км быстротока. Чалка за порогом на правый берег. Кат 3 без проблем все объехал. кат 3 прошел перевернутым под правым берегом, Кат 1 за ним собрав основные две бочки.

Из одной вылез с трудом.  

Каты зачалили перед порогом №4. Ночевали в 300м выше (т.102) на отличной стоянке.

Порог №4

Длина  500м Мощная разгонная шивера с котлом посередине. За тем, на левом повороте, сам порог. Сливы в шахматном порядке и мощные валы. Чалка на правый берег в 100м за порогом.

 Прошли по центру всеми катами. Страховку с берега не ставили. 

Далее река бежит быстро, шиверы с валами и локальные бочки. Через 30км (т.103)

Порог №5

Сливы, бочки, валы. Просмотрели с правого берега. Пошли всеми катами сходу. 

Через 5км 

Порог №6

Аналогичен порогу №5, просмотр с левого берега - дорога идет уже по нему. Прошли всеми катами сразу. 

Через 5км

Порог №7 (т.104)

Длина 300м. Очень мощные ворота между камней по центру. Прошли сразу всеми катами.

 

На 51-ом км сплава за мостом на правом береге перекусили.

Далее до  Юсорели река имеет такую же мощь и характер, как на вышеописанном участке

Сразу за поселком река входит в ущелье длиной около 10км и насчитывает 6 мощных порогов. Расстояние между ними не большое, но спокойной воды нет - пёр и валы. Пороги типовые: слив, бочки, или валы. Шли все с ходу.

После впадения р.Олту русло расширяется, но все равно ущелье. В поселке после моста на левом повороте будет еще Порог №14 с мощнейшей бочкой почти во все русло. Слева можно трусливо прощемиться, что мы и сделали.

Далее за автомобильным мостом есть стоянка (т.105) на правом берегу. Там мы и заночевали. 82 км сплава прошли за 5 часов. Ущелье продолжается дальше. 

Через 2км сплава по такой же сливной трубе 

Порог №15

Огромные глыбы перегораживают русло со сливом и бочкой под правым берегом. Справа попасть тяжело.

Кат 1 и 2 прошли под левым берегом, кат 3 - справа. Шли всеми катами сходу, предварительно просмотрев весь участок до порога №16 с дороги. 

От порога №15 еще 5км река имеет тот же характер. Далее 

Порог №16 "Кинг-Конг"

Супер сложный порог.

Длина порога 400м. Скорость по GPS 36км/ч.  Начинается мощной разгонной шиверой на правом повороте. Далее русло делит камень. Слева полный пипец - бочка  справа можно пройти.

Перед бульником на который навал и стоит отбойник больше чем четверка. Есть бочки со сливом от правого берега на пол русла. Размеры необъятны.

Главная задача -  не попасть за центральным камнем в слив с мощнейшим косым валом. Далее - гряда стоячих валов и прижим к левому берегу, чалка в 100м справа.

Порог шел кат 1. Кат 3 занесли для страховки за порог. Спускали по сыпухе правого берега. Там же поставили морковки.

Кат 1 прошел по центру через телемарк, уклоняясь от основной бочары, наезжая далее левым баллоном на центральный камень и падали с правой стороны. Порог оставил непередаваемые впечатления.

Далее сплав продолжается в каньоне. Характер как и раньше только валы доходят до 6м. Пер не прекращается еще 15км (107) У подвесного моста разобрались и уехали. 

Далее река быстра, но спортивного интереса не представляет.
 

3.4 Лоция реки Ийдере

Уровень воды паводковый. Расход не меньше 60 кубов. Средняя скорость течения 28 км/ч. Уклон 45 метров на километр. Сплав начинается от слияния реки Ийдере и ее правого притока, по которому основная трасса (т.925) на Erzurum уходит, если смотреть с моря налево. Высота начала сплава 1000 метров (т.110). Дорога идет вдоль реки по правому берегу, через 400 метров сплава мост и сразу за ним видно огромное падение.

Порог №1 (6Б), длина порога 300 метров.

Вода падает в слив с бочкой, влетает на бульник в центре русла, и расходится влево и вправо. Далее, по несколько сливов с каждой стороны. Все сходится в общий слив с косой бочкой, через 10 метров еще один слив, правый поворот и еще один слив. Впереди видно маленький мостик.

Далее река идет в обычном русле. Фон 4-5 категории, практически без чалок. Постоянные сливы и бочки, которые запросто держат четверку.

Далее, через 700 метров порог №2. Чалок нет.

Порог №2 (6Б),  длина порога 300 метров.

Ориентиры порога четыре мостика подряд. Порог находится в поселке. Начинается плавным сливом с навалом на обливной камень и прижимом к левому берегу. Концентрированным сливом, переходящим во второй, более мощный слив, высотой метра 3, со стоячей бочкой. Далее подряд 3 небольших, но мощных слива. Чалок нет.

Далее река идет в обычном русле метров 250 до левого поворота. Далее, видно скалистый левыйберег. Через 50 метров порог №3.

Порог №3 (5А), длина 100 метров.

Два слива через реку подряд, линия движения проста. Далее, фон около 1 км. Река войдет в следующий поселок, будет петлять. На левом берегу будет розовый дом с таким же забором. Впереди виден правый поворот. Надо чалится на правый берег, что проблематично, нормальные чалки отсутствуют, лучше поставить принудиловку. Сразу за правым поворотом порог №4.

Порог №4 (6Б),  длина 400 метров.

Один из самых сложных порогов на реке. Начинается косым сливом не менее 4 метров во всю реку. Правая сторона бьет в скалу под правым берегом, образуя непробивную бочару. Слева проход открыт, но бочка мощная. Сразу далее прижим к левому берегу и еще двумя сливами подряд, с обливным камнем в центре. Далее русло сужается до 10 метров и река падает еще в три слива. Порог оканчивается у моста, возможности зачалиться не существует. Дальше мощнейший пер с волами и бочками до 2 метров на протяжении 120 метров.

Порог №5 (5А),  длина 30 метров.

Два слива подряд, до и после чалок нет. Далее постоянный фон. Через 300 метров на правом повороте будет слив, но интереса не представляет. Через 1 км будет левый поворот, затем правый, перед которым будет деревянный мостик. Чалок нет. Сразу на правом повороте начинается порог №6.

Порог №6 (5С),  длина 100 метров.

На правом повороте косой слив. Далее, слалом между полуобливными камнями с бочками. За порогом мост. Сразу после моста порог №7. Нормальных чалок нет.

Порог №7 (6А),  длина 100 метров.

Река завалена небольшими камнями, все жмется к левому берегу. Несколько косых сливов с бочками, с навалом на левый берег.

Через 100 метров ниже справа галечная отмель, слева скалистый берег. Чалка на отмель. Впереди видно правый поворот реки. Ориентир порога №8.

Порог №8 «Турецкие горки» (6С),  длина 300 метров.

Сложнейшее препятствие на этой реке и на всех видимых нами реках Турции. Начинается мощнейшим сливом через всю реку с держащей бочкой под правым берегом. Далее, второй слив с обливником в центре, образующим два слива. Слева прямой, но уйти не получается из-за первой бочки. Справа двойной слив с поворотом. Далее, каскад из 4 сливов под левым берегом, под правым камни, чалок нет. Через 50 метров быстротока порог №9.

Порог № 9 (6А), длина 100 метров.

Начинается сливом с мощной бочкой под правым берегом, далее в центре огромный камень. Справа проход осложнен еще одним камнем всливе. Слева дерево и слив через камень. Далее, маневр вокруг нижнего камня, чалки отсутствуют. Через 100 метров на правом повороте порог №10.

Порог №10 (6Б),  длина 300 метров.

Река зажата берегами мощнейшая струя и 9 сливов подряд. За порогом справа сложно, но зачалиться можно. Далее обычный фон 400 метров до порога №11.

Порог №11 (6А),  длина 50 метров.

В центре русла лежит каменная плита. Проход есть как слева, так и справа. Слева выносит на камни левого берега, справа более чисто, но два слива подряд. Чалку, как перед порогом, так и после надо делать принудительную. Через 200 метров первая плотина. Обнос по правому берегу. Спуск сразу за плотиной. Сплав начинается с двух мощных бочек, далее идет фон, 800 метров. Далее порог №12. Возможность чалок отсутствует.

Порог №12 (6Б),  длина 200 метров.

Вода падает в двойной слив высотой около 4 метров и такой же шириной. Через 10 метров еще слив с мощной бочкой. Далее две не очень мощные бочки. Заканчивается мощнейшей шиверой на протяжении 2 км., ярко выраженных препятствий нет. Далее река заходит в бетонный тоннель. Виден поселок Икиздере. Справа впадает приток. За притоком справа можно зачалиться, каты вытаскивать  неудобно. На этом месте сплав был закончен.

Низовье речки Ийдере.

От поселка Икиздере река без препятствий проходит сквозь него и через 4 км подходит ко второй плотине. Перед плотиной озеро, справа можно зачалится и обнести каты, метров 300. Надо будет перекинуть через забор. После второй плотины река значительно выполаживается. Препятствий нет, просто пер. Зажата в бетонных берегах и торчит арматура. В нескольких местах будут сужения, но препятствий нет. До 3-ей плотины 10 км. Плотина по сути это обводной тоннель. Вся вода уходит влево под скалу в тоннель и выходит через 300 метров. Сама ГЭС еще строится. Чалится надо или за 300 метров до нее к правому притоку или прямо перед трубой за 20 метров на правый берег после бетона на камни, но улово маленькое, лучше сделать принудиловку. Обнос метров 300 - 400. Дальше русло еще положе, препятствий нет. Через 9 км. четвертая плотина. Шлюзы во всю реку, чалка справа. Берег в песке и щебне, идет стройка. Для стоянок мест нет. Далее начинается сплошная населенка. Сплавного интереса нет никакого. До моря 15 км.

Сплав речка Ийдере

Начали сплав тандемом. Страховка с берега слабо реальна. Вся ориентировка с наплыва. От порога №1 до порога №4 шли все сразу. Несколько раз вылетали на камни отдыщаться. Зачалиться полноценно не получалось.  Перед порогом №4 чалка на правый берег. Кат 1 зачалился с трудом. Кат 2 зачалился на левый берег, но с него не просмотреть порог. Пришлось перечаливаться, не получилось. Кинули морковку, лопнула. Кат 2 порог №4 прошел сходу. Им удалось аварийно зачалиться на левый берег между порогом №5 и №6. Кат 1 пошел сразу за ними, зачалились там же. Оба ката были аварийными. По рации связались с водителями, по правому берегу всегда идет дорога. Перекинули им морковку, они зацепили основняк, набили перила над рекой. Четверо остались ремонтировать суда, остальные переправились ставить лагерь. Лагерь поставили ниже на очень красивой полянке.

На утро переползли к катам. Было решено дойти до порога № 8 тендемом, зачалиться на правый берег на галичный остров. Весь участок просмотрели заранее. Участок до порога №8 прошли без проблем. Зачалились на галечный остров. Перейти с него на берег оказалось проблемой, правая протока мощна. Перетащили каты через остров, протока шириной метров 7. Кат 1 стал перечаливаться, не получилось. Ушли вниз. В пороге №8 кат месило в первом сливе, потом удалось уйти влево, прошли через все основные сливы. Зачалились на правый берег за порогом №10.

Поставили принудительные чалки и страховку катам на кораблике. Кат 2 занесли выше и с трудом перечалили через протоку. Кат 2 прошел по такой же траектории, зачалили без проблем. Кат 2 был переломан. Вся команда была уставшая и сильно побитая.

Порог №11 прошли катом 1 сборной командой. Зачалились перед плотиной принудительно. Обнесли и пошли порог №12, заранее поставив страховку и чалки за основным сливом. Кат 2 увезли на ремонт на место ночевки. Кат 1 прыгнул в слив в пороге №12, сломал три продолины. Зачалиться удалось только на левый берег через 500 метров. Далее на веревке перечалили на правый берег и увезли в лагерь. Там из двух катамаранов собрали один. Кат 2 пошел порог №12 по утру. В сливе жестко размесило, кильнуло через карму с отрывом от воды двух баллонов, все четверо оказались в воде. Трех отловили на морковке, четвертый на кате пошел вниз. Попытки поймать были тщетны. В бочке, в поселке Икиздере его заварило, там мы при помощи веревок достали кат и беглеца. На этом сплав по этой сильнейшей реке был закончен.

 

4. Приложение

4.1 Карты и GPS координаты
 
 Скачать карты

 Просмотреть GPS координаты
 

4.2 Фотоотчет

 

р. Каракуш
Цены ны бензин
р. Пазар - порог №2
р. Пазар - порог №3 заход-шивера
р. Пазар - порог №3
р. Пазар - ГЭС
р. Пазар - порог №4
р. Пазар - порог №5 Заход
р. Пазар - порог №5
р. Пазар - порог №6
Стапель и место ночевки на реке Пазар.
Вид на р. Пазар с дороги (между 1 и 2 прорывом)
С утра нас выгнали в Кованлик
Кованлик - начало сплава по реке Пазар
р. Пазар - порог №9 (Водопад) заход
р. Пазар - порог №9 (Водопад) выход
р. Пазар - порог №9 (Водопад)
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - прорыв №2 - захожд
р. Пазар - порог №9 (Водопад) вид снизу
р. Пазар - порог №10 заход
р. Пазар - порог №10
р. Пазар - начало сплава после пороро №10
р. Пазар - фонновые пороги прорыва №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2 чалка для просмотра
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2 - рабочий момент
р. Пазар - прорыв №2 - рабочий момент
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - прорыв №2
р. Пазар - порог №11 - время искать чалку (заход в порог)
р. Пазар - прорыв №11 - чалка
р. Пазар - прорыв №11 - здесь чалиться поздно
р. Пазар - порог №11 чалка
р. Пазар - прорыв №11 (Три Вовчика) - первая ступень
р. Пазар - прорыв №11 (Три Вовчика) - вторя ступень
р. Пазар - прорыв №11 - вторая ступень
р. Пазар - прорыв №11 - заход в водопад
р. Пазар - прорыв №11 - заход в водопад
р. Пазар - прорыв №11 - прохождение водопада
р. Пазар - прорыв №11 - вторая ступень
р. Пазар - прорыв №11 (Три Вовчика )- прохождение водопада
р. Пазар - прорыв №11 - вторая ступень
р. Пазар - прорыв №11 (Три Вовчика)
р. Пазар - стоянка, антистапель
Памятная фотография с мером округа Резе
р. Яглы-Дере
р. Яглы-Дере
Срезать через перевал не удалось
Срезать через перевал не удалось
Срезать через перевал не удалось
Начало сплава по р. Мелет
р. Мелет - стапель
р. Мелет - выше дамбы
р. Мелет - Дамба
р. Мелет - Дамба
р. Мелет - участок после дамбы
р. Мелет - точка начала сплава после дамбв
р. Мелет перед порогом 1
р. Мелет перед порогом 1
р. Мелет порог №1
р. Мелет порог №1
р. Мелет - порог №1
р. Мелет - упорог №1
р. Мелет порог №1
р. Мелет порог №1
р. Мелет порог №1
р. Мелет порог №2
р. Мелет - Чалка и обнос 2-й плотины
р. Мелет запруда перед плотиной 2
р. Мелет - Чалка и обнос 2-й плотины
р. Мелет - 2-я плотины
р. Мелет - 2-я плотины
р. Мелет обезвоженное русло
р. Мелет обезвоженное русло
р. Мелет - обезвоженное русло за плотиной 2.
р. Мелет - обезвоженное русло за плотиной 2.
р. Мелет - вернули воду
р. Мелет - сброс катов за 2-й плотиной
р. Мелет - сброс катов за 2-й плотиной
р. Мелет - сброс катов
р. Мелет - последний пройденный перед ночевкой порог
р. Мелет - последний пройденный перед ночевкой порог
последний пройденный перед ночевкой порог
р. Мелет последний порог перед ночевкой
р. Мелет порог №1
р. Мелет последний порог перед ночевкой
р. Мелет последний порог перед ночевкой
р. Мелет последний пройденный перед ночевкой порог; вечером вода резко упала
р. Мелет последний пройденный перед ночевкой порог; вечером вода резко упала
р. Мелет последний порог перед ночевкой: выход по курумнику на дорогу
р. Мелет антистапель
р. Мелет - антистапель
р. Чорох - место ночевки, начало сплава
р. Чорох - строительство ГЭС
р. Чорох - порог 1 - ступень1
р. Чорох - порог 1 - ступень1
р. Чорох - порог 1 - заход
р. Чорох - порог 1 - ступень1
р. Чорох - порог 1 - вторая ступень
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох - порог 1
р. Чорох порог 1 - ступень3
р. Чорох порог 1 - ступень3
р. Чорох порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох порог 2
р. Чорох порог 2 - заход
р. Чорох порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - порог 2
р. Чорох - отловленный кат между порогами 3 и 4
р. Чорох
р. Чорох
р. Чорох
р. Чорох
р. Чорох
р. Чорох - порог 3
р. Чорох - выход из пор.3
р. Чорох - порог 6
р. Чорох - порог 6
р. Чорох
р. Чорох - обед
р. Чорох - вид
р. Чорох - нижнее ущелье
р. Чорох - нижнее ущелье
р. Чорох - нижнее ущелье
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох - нижнее ущелье близ поселка Юсофели
р. Чорох, вторая ночевка
р. Чорох - правый берег, над порогм Кинг-Конг
р. Чорох - обнос судна на страховку Кинг-Конга
р. Чорох - обнос судна на страховку Кинг-Конга
р. Чорох - обнос судна на страховку Кинг-Конга
р. Чорох - обнос судна на страховку Кинг-Конга
р. Чорох - зрители, Кинг-Конг
р. Чорох порог, порог Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох порог, порог Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох порог, порог Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох порог, порог Кинг-Конг
р. Чорох порог, порог Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох - Кинг-Конг
р. Чорох - ниже Кинг-Конг
правый приток р. Чорох
Строительство ГЭС в районе г. Артвин
р. Ийдере - ориентир на поляну для стапеля
р. Ийдере - стапель
р. Ийдере - порог 12 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B) - выход
р. Ийдере - фон реки
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B)
р. Ийдере - порог 1 (6B) - сьраховка катом
р. Ийдере - порог 1 (6B) - отсраховали
р. Ийдере - порог 1 (6B) - выход
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - порог 2 (6B)
р. Ийдере - фон
р. Ийдере - порог 3 (5A)
р. Ийдере - порог 3 (5A)
р. Ийдере - порог 4 (6В)
р. Ийдере - порог 4
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
р. Ийдере - порог 4 (6В) - выход
р. Ийдере - порог 4 (6В) - выход
р. Ийдере - фон
р. Ийдере - здесь произошла аварийная чалка катов и ремонт
р. Ийдере - фон
р. Ийдере - фон
р. Ийдере - фон
р. Ийдере - порог 5 (5A)
р. Ийдере - порог 5 (5A)
р. Ийдере - порог 6 (5С)
р. Ийдере - порог 6 (5С)
р. Ийдере - порог 6 (5С)
р. Ийдере - перед порогом 7
р. Ийдере - порог 7 (6A)
р. Ийдере выход из порога 7 и чалка на галеченой отмели.
р. Ийдере - порог 8 (6С) - заход
р. Ийдере - порог 8 (6С) - заход
р. Ийдере - порог 8 (6С) - заход
р. Ийдере - порог 8 (6С)
р. Ийдере - порог 8 (Турецкие горки, 6C)
р. Ийдере - порог 8 (Турецкие горки, 6C)
р. Ийдере - порог 8 (Турецкие горки, 6C)
р. Ийдере - порог 9 (6A)
р. Ийдере - порог 9 (6A)
р. Ийдере - порог 9 (6A)
р. Ийдере порог 9
р. Ийдере порог 9
р. Ийдере - заход в порог 10 (6B)
р. Ийдере - ориентир на порог 10
р. Ийдере - порог 10 (6В) - заход
р. Ийдере - порог 10 (6В)
р. Ийдере - порог 8 (Турецкие горки, 6C)
р. Ийдере - порог 8 (Турецкие горки, 6C)
р. Ийдере - порог 10 (6В)
р. Ийдере - порог 11 (6A)
р. Ийдере - порог 11 (6A)
р. Ийдере - порог 11
р. Ийдере - порог 11
р. Ийдере - порог 11
р. Ийдере - плотина1
р. Ийдере - после плотины1
р. Ийдере - фон
р. Ийдере - порог 12 (6B)
р. Ийдере - порог 12 (6B) - выход
р. Ийдере - порог 12 (6B)
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12 - перечалка сломанного ката
р. Ийдере - порог 12 - перечалка сломанного ката
р. Ийдере - за порогом 12 - группа поддержки
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12
р. Ийдере - порог 12 - спасработы
р. Ийдере - порог 12 - спасработы
р. Ийдере - порог 12 - спасработы
р. Ийдере - порог 12 - спасработы
Стоянка за порогом 12 на левом берегу
Стоянка за порогом 12 на левом берегу
Стоянка за порогом 12 на левом берегу
р. Ийдере - завершение основного сложного участка
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
правый приток р. Ийдере перед поселком Икисдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Радиальный выход, верховья р. Ийдере
Александр Шевченко
Михаил Торговкин, Сергей Новак
Павел Швецов
Макс Ионов
Алексей Казаков
Даниил Чепрасов
Максим Килькинов
Александр Павлов
Андрей Федоров
Андоей Кармишин
Зпгребев Игорь
Спалав окончен, но силы есть
Привет
Страниц:     1
Объявление

Компания "Redfox" предоставляет скидку для членов клуба в размере 20% на продукцию Red Fox, VIRUS и 10% на сторонние бренды. Скидка действует как при покупке в розничных магазинах сети и в интернет магазине "http://redfoxmsk.ru/" справки по телефону 8 800 700 01 62

Написать комментарий (0 comments)
Наши друзья

Профком студентов МИТХТ

Сейчас на сайте
2 гостя
На форуме
Re: Бинарные опционы развод или правда.  [Трёп] => Ruzvio  [28 Июнь , 2017, 21:58]
Если вы кинетесь торговать без обучения, стратегического подхода, и, что главное, легкомысленно отнесетес...

Бинарные опционы развод или правда.  [Трёп] => Anakonda_9  [25 Июнь , 2017, 16:09]
Торговля бинарными опционами является реальным способом приумножить свои сбережения. Однако данный вид зар...

Re: Завели уголовное дело  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:53]
только помогут толковые юристы.

Re: Завели уголовное дело  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:52]
жалуйтесь и тогда есть вероятность что решится дело в вашу пользу.

Re: Завели уголовное дело  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:52]
В любом случае ине стоит сидеть сложа руки...

Re: Здоровый сон  [Трёп] => Anakonda_9  [31 Май , 2017, 18:49]
Точно могу сказать что здоровый сон зависит от многих факторов - от стресса, сидения за компьютером, нервных п...

Здоровый сон  [Трёп] => Ruzvio  [31 Май , 2017, 11:26]
ХОРОШИЙ СОН — НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИЗдоровый сон физиологически необходим человеку и я...

Re: Интересные ссылки о туризме.  [Трёп] => majoreino  [17 Март , 2017, 13:12]
Цитата: Мишаня от 09 Июнь , 2010, 01:24Ссылка номер пять.Фильм о покорении пещеры Крубер-Воронья.Глубочайшая в насто...

Re: Отдаю снарягу  [Инвентарь] => Fed312  [18 Январь , 2017, 14:58]
Отдам лыжи Nordway. Пластик. С насечкой. Ростовка 185 (под девушку 165).Установлены крепления 75 мм.Начал отклеиваться...

Поход на Камчатку (4 к.с.)  [Планируемые] => Fed312  [18 Январь , 2017, 14:54]
Приглашаю в пеший поход по Камчатке 4 к.с. Сроки 22 июля-13 августа.Группа набрана, но есть несколько свободных м...

Кони (Cogne), Италия, ледолазание  [Завершенные] => Fed312  [18 Январь , 2017, 14:48]
На новый год ездили лазить по льду в Кони (Италия). Один из лучших районов для ледолазания. Более 80 каскадов от ...

Re: Работа  [Трёп] => Vovan888  [22 Декабрь , 2016, 15:55]
конечно же не актуальна

Новогодние праздники на природе.Нечкинский национальный парк, пос. Новый.  [Бюро ТурКлуба] => Дмитрий Ш  [20 Декабрь , 2016, 13:34]
Все любители природы приглашаются активно отпраздновать Новый год и Рождество в лагере "Рождественская З...

Озеро Байкал и окрестности.  [Бюро ТурКлуба] => Дмитрий Ш  [20 Декабрь , 2016, 13:34]
Продолжительность - 15 дней (включая дорогу)Сроки - 10-25 июня 2017 год и по набору группыКураторы на маршруте:зооло...

Орнитологическая экспедиция по Казахстану.  [Бюро ТурКлуба] => Дмитрий Ш  [20 Декабрь , 2016, 13:33]
С 4 по 19 мая 2017 года. Передвижение на комфортабельном микроавтобусе. Сопровождение российских и казахских орн...